Формирование навыка послогового чтения у умственно отсталых обучающихся 1 – 2 классов с помощью наглядных средств
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Недостаточная разработанность теоретических основ формирования навыка послогового чтения, необходимость решения с позиции современной психологии, психолингвистики и методики формирования навыка послогового чтения – это те факторы, которые свидетельствуют об актуальности проблемы исследования.
По новым Федеральным государственным образовательным стандартам для обучающихся с умственной отсталостью, пересмотрены требования к обучению исследуемой категории обучающихся, учтены индивидуальные и типологические особенности, а также выделены специфические образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью в коррекционных школах.ФГОС обучающихся с умственной отсталостью [42, с. 57 - 63] – это совокупность обязательных требований при реализации АООП в организациях, которые осуществляют образовательную деятельность с детьми различной степени умственной отсталости и нарушениями развития.
Степень разработанности темы. Исследованиями Л. С. Вавиной, Г. М.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГА – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НАВЫКА ПОСЛОГОВОГО ЧТЕНИЯ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6
1.1 Понятие и значение изучения послогового чтения 6
1.2.Психолого – педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью
1.3. Особенности формирования навыка послогового чтения у умственно отсталых обучающихся с помощью наглядных средств 15
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ПОСЛОГОВОГО ЧТЕНИЯ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ 19
2.1.Организация и методика исследования 19
2.2. Результат исследования 26
2.3 Методические рекомендации, направленные на формирование и развитие навыка послогового чтения у умственно отсталых обучающихся с помощью наглядных средств 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. [Текст] / А. К. Аксенова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 302 с.
2. Боровик, О. В. Формирование воображения умственно отсталых учащихся младших классов: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 [Текст] / Боровик Олег Владимирович; Московский Педагогический Государственный Университет. – М., 1999. – 181 с.
3. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 144 с.
4. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии: собр. соч.: в 6 т. [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. Т. 2. – 1982. – 502 с.
5. Выготский, Л. С. Основы дефектологии: собр. соч.: в 6 т. [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. Т. А. Власовой. – М.: Педагогика, 1982 Т. 5. – 1982. – 326 с.
6. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики: собр. соч.: в 6 т. [Текст] / под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. Т. 3. – 1983. – 366 с.
7. Гнездилов, М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе [Текст] / Гнездилов М. Ф. – М.: Просвещение, 1965. – 272 с.
8. Гончарова, Е. Л. Ранние этапы становления читательской деятельности в норме и при отклонениях в развитии [Текст] / Е. Л. Гончарова: автореф. дисс.. д-ра психол. наук. – М.: 2009. – 56 с.
9. Индивидуальные варианты развития младших школьников [Текст] / под ред. Л. В. Занкова, и М. В. Зверевой. – М.: Педагогика, 1973. – 176 с.
10. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Т. Г. Егоров. – М.: АПН РСФСР, 1953. – 238 с. 53
11. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст] / под ред. Епифанцева Т. Б.; 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486 с.
12. Еременко, И. Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы [Текст] / И. Г. Еременко. – К.: Рад. школа, 1972. – 130 с.
13. Еременко, И. Г. Проблема активизации методов обуч
Обучающиеся не умеют пользоваться выученными грамматическими правилами, у них не сформирован навык самоконтроля [26, c.208].Низкий темп и правильность чтения, в свою очередь, влияют на осмысление прочитанного. Темп чтения примерно в два раза медленнее, чем у нормальных детей. Обучение чтению у умственно отсталых обучающихся растягивается во времени, а промежутки между ступенями значительно продолжительнее.
В первые годы обучения ученики не соблюдают правильный темп чтения, нарушают логические паузы, неправильно распределяют дыхание. Характерно или излишне громкое чтение, или излишне тихое. В целом же, оно отличается монотонностью [ 40, c.52].
Учащиеся специальной школы допускают интонационные ошибки, которые представляют собой неправильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы. Нетрудно заметить, что такие ошибки допускаются младшим школьником, если он не понимает читаемого. Однако от обучающегося процесс чтения требует не только интелле