Контроль и оценка знаний младших школьников в условиях безотметочной системы
Введение
Актуальность темы исследования. В последнее время достаточно много говорится о безотметочном обучении (безотметочной системе оценивания). Однако в основном акцент делается на отрицательных эффектах отметки: искажении отношений ученика со взрослым, повышении тревожности и невротизации детей; искажении учебной мотивации. В связи с этим одну из целей реформы (а не модернизации) в системе школьного оценивания видят в том, чтобы сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Это, по мнению отечественных психологов, позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых, более эффективно отслеживать знания и навыки. В этом направлении безотметочного обучения уже есть определенный опыт, наработки школ (к сожалению, иногда носящие формальный характер, когда пятибалльная шкала заменяется другими формами оценки учащихся: значками, процентами, рисунками и т.п., не затрагивая при этом всех остальных составляющих образов
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы контроля и оценки знаний младших школьников в условиях безотметочной системы 5
1.1 Контрольно-оценочная деятельность на этапе начальной школы 5
1.2 Особенности контроля и оценки знаний младших школьников в условиях безотметочной системы 10
Глава 2 Экспериментальное исследование возможностей развития контроля и оценки знаний младших школьников в условиях безотметочной системы 16
2.1 Организация и методы исследования возможностей развития контроля и оценки знаний младших школьников в условиях безотметочной системы 16
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования возможностей развития контроля и оценки знаний младших школьников в условиях безотметочной системы 20
2.3 Разработка и апробация системы работы по формированию оценочной самостоятельности младших школьников в условиях безотметочной системы 23
Заключение 31
Список используемой литературы 34
Приложения 36
Список используемой литературы
1. Аюева Т.Н. Аспекты модернизации российской школы: научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. – М.: ГУ ВШЭ, 2019. - 164 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
3. Ведь А.С. Безотметочная система оценивания образовательных достижений в начальной школе // В сборнике: Студент года 2020. сборник статей XIII Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2020. С. 204-210.
4. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова – М., Издатель РассказовЪ, 2004. – 300 с.
5. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – М.: Издатель РассказовЪ.,2002.-303с.;
6. Джулиан Роттер: теория локуса контроля. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psychojournal.ru/psychologists/1424-dzhulian-rotter-teoriya-lokusa-kontrolya.html
7. Зверева М.В. Изучение результативности обучения в начальных классах. – М.: ФНМЦ им. Л.В. Занкова, 2001.
8. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. В кн.: Возрастная и педагогическая психология (под ред. А.В.Петровского). – М.: Просвещение, 1973, с. 66–97.
9. Ефимова Л.В. Система контроля знаний учащихся в условиях безотметочного обучения в начальной школе // В сборнике: Актуальные проблемы теории, методологии и практики научной деятельности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 131-136.
10. Маслова Т.М. Связь уверенности в себе и локус контроля студентов вуза // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 58-9. С. 29-35
11. Мир детства. Младший школьник. Составители А. В. Захарова, В. И. Слободчиков. М.: Педагогика, 1981, 398 с.
12. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000.-184с.
13. Полстянова К.К., Фомина Н.И. Организация системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения // В сборнике: Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей. сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Арзамас, 2020. С. 330-336.
14. Реан А.А. Концепция локуса контроля и проблема личностной зрелости. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/rean-kontseptsiya-lokusa-kontrolya-problema-16881.html
15. Савенко М.А., Ведякина А.К. Безотметочная система оценивания в начальной школе // Студенческий. 2021. № 17-2 (145). С. 67-71.
16. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. «Практикум по детской психологии». – Изд-во: «Владос», - 2018. – 311 с.
17. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собрание сочинений: в 11-ти томах. - Т. 2. – 4-е изд-е. М., 2017. С. 121.
Оценка и отметка должны фиксировать достижения ученика. Учебный материал начальной школы организован по содержательно – целевым линиям развития, определяемым как цели изучения данного предмета. Поэтому учитель должен отслеживать продвижение ученика по линии развития личности.
Регистрироваться должно освоение важнейших новых знаний и умений (дидактических единиц) по каждой линии развития (обычно они указаны в конце программы в качестве требований). Эта регистрация должна осуществляться в виде индивидуальных дневников достижений учащихся.
Поэтому первая задача, которую должен решить учитель, — это продумать, на каких этапах, с какой частотой будет осуществляться текущий контроль за формированием необходимых умений. При этом выделенные ожидаемые результаты должны быть подразделены на более мел