Игровая ситуация как средство формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Культурно-гигиенические навыки – составная часть цивилизации поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дошкольникам надлежит постигать, что в следовании данных правил выражается почтение к окружающим, что каждому человеку неприятно прикасаться к испачканным рукам или рассматривать неаккуратную одежду. Неопрятный человек, не желающий следить за собой, своими поступками, своей внешностью, точно так же, неаккуратен в учебе или своей деятельности. Развитие культурно-гигиенических навыков обладает смыслом не только для положительной социализации дошкольников, но и для их здоровья.
Для благополучного обучения культурно-гигиеническим навыкам в работе с детьми младшего дошкольного возраста применяют игровые ситуации, как одно из основных условий формирования в рассматриваемом жизненном периоде.
У детей дошкольного возраста преобладает конкретное,
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста средствами игровой ситуации 6
1.1 Сущность понятия культурно-гигиенические навыки детей младшего дошкольного возраста 6
1.2 Формы и методы формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста 11
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста в игровых ситуациях в опыте работы МБДОУ Детский сад № 9 33
2.1 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста в условиях МБДОУ Детский сад № 9 33
2.2 Комплекс игр по формированию культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста 43
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложения 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Логос, 2020. – 256 с.
2. Алексеева Л.С. Эстетическое воспитание в русской народной педагогике. – М. Логос, 2019. – 356 с.
3. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения // Дошкольное воспитание. – 2019 – №11. – С.17-21.
4. Белостоцкая Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.: АСТ, 2019. – 187 с.
5. Богина Т.Л. Режим дня в детском саду. – М.: Сфера, 2020. – 95 с.
6. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2019. – 240 с.
7. Бондаренко А.К. Фольклорные игры в детском саду. – М.: Логос, 2021. – 160 с.
8. Виноградова Н.Ф., Кусынова Т.А. Дети и взрослые. – М.: АСТ, 2020. – 279 с.
9. Воспитателю о работе с семьёй /Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Гардарики, 2019. – 234 с.
10. Газина О. Играя, изучаем // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 7. – С. 14–17.
11. Галигузова Л.Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 5 лет: метод. Пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений. – М.: Логос, 2021. – 159 с.
12. Голицина Н.С Перспективное планирование воспитательно– образовательного процесса в дошкольном учреждении. – Скрипторий 2020. – 248 с.
13. Гурина И.В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб.: Нева, 2019. – 321 с.
14. Дошкольная педагогика /Под ред.: В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: АСТ, 2019. – 256с.
15. Дуброва В.П. Педагогическая практика в детском саду. – М.: Академия, 2020. – 196 с.
16. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М.: ЮНИТИ, 2020. – 189 с.
17. Запорожец А.В. Психология и педагогика игры дошкольника. – М.: Логос, 2021. – 63 с.
18. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2018. – 164 с.
19. Иванова Г. Водичка, водичка,
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены же