Учет особенностей мышления в процессе логопедической работы по развитию лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
ВВЕДЕНИЕ
В ходе онтогенеза ребенок постепенно овладевает языковыми средствами: происходит накопление и качественное совершенствование словарного запаса, формирование системы различных форм слов и словосочетаний, постепенное овладение смысловым значением слова, повышение уровня обобщения усваиваемых слов.
Речь является основным средством человеческого общения, инструментом мышления. Слово, писал Л.С. Выготский, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово – это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления. Речь является основным системообразующим фактором процесса познания. Посредством вербализации приобретаемый опыт структурируется в единое смысловое прост
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ 6
1.1 Формирование лексической стороны речи в онтогенезе 6
1.2 Появление стертой дизартрии у детей и особенности овладения ими лексикой 11
ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ МЫШЛЕНИЯ 36
2.1 Организация констатирующего этапа исследования 36
2.2 Формирующий эксперимент 39
2.3 Контрольный этап эксперимента 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у детей / В.М. Акименко. – М.: Феникс, 2020. – 112 c.
2) Алмазова, А. А. Развитие профессиональной языковой личности студентов–логопедов в процессе лингвистической подготовки / А.А. Алмазова. – М.: Прометей, 2019. – 204 c.
3) Андреева, Л. В. Сурдопедагогика / Л.В. Андреева. – М.: Академия, 2021. – 576 c.
4) Анищенкова, Е. С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей / Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2021. – 160 c.
5) Арбекова, Н. Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда / Н.Е. Арбекова. – М.: Гном, 2021. – 240 c.
6) Арбекова, Н. Е. Развиваем связную речь у детей 5–6 лет с ОНР. Альбом 2. Мир животных / Н.Е. Арбекова. – М.: Гном, 2021. – 586 c.
7) Афонькина, Ю. А. Технологии деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ / Ю.А. Афонькина, Н.А. Кочугова. – М.: АРКТИ, 2021. – 104 c.
8) Баскакина, И. В. Звенелочка. Логопедические игры / И.В. Баскакина, М.И. Лынская. – М.: Айрис-пресс, 2021. – 186 c.
9) Бойкова, С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет / С.В. Бойкова. – М.: Каро, 2021. – 176 c.
10) Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико–грамматических представлений и связной речи у детей 4–5 лет с ОНР и ЗПР / К.Е. Бухарина. – М.: Владос, 2021. – 833 c.
11) Васильева, Л. А. Грамматика и лексика в новых стихотворениях для детей 5-7 лет / Л.А. Васильева. – М.: Каро, 2020. – 112 c.
12) Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2021. – 144 c.
13) Волков, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для вузов / Г.А. Волков. – М.: Гостехиздат, 2020. – 176 c.
14) Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. – М.: Детство–Пресс, 2021. – 668 c.
15) Воробьева, Т. А. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – М.: Литера, 2021. – 698 c.
16) Галкина, Г. Г. Звук
Четко прослеживается закономерность в характере замен: заменяющими словами являются те, которые наиболее привычны в речевой практике детей. Отмечается, что основным механизмом нарушения лексического и грамматического строя речи у детей со стертой формой дизартрии является недоразвитие дифференциации фонем, что вызывает трудности различения лексем из-за нечеткости слухового и кинестетического образа слова и особенно окончаний.
В связи с этим преимущественно страдает морфологическая система языка, формирование которой тесно связано с противопоставлением окончаний по их звуковому составу.
Таким образом, данные различных исследований подтверждают наличие вторичных нарушений лексического компонента речевой функциональной системы.
Вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что дети со стертой формой дизартрии недостаточно подготовлены к обучению и общению, предпосылками чего является осознание элементов языка, речи и прежде всего слова.
Поэтому очевидна необходимость логопе