Изучение развития адекватной самооценки в подростковом возрасте
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе рассматривается одна из наиболее интересных на сегодняшний день тема как исследование самооценки подростков, ее развитие, а также влияющие на нее факторы. Эти вопросы представляют огромный интерес для педагогов, как в теоретическом, так и в практическом аспекте.
В словаре по социальной психологии самооценка определяется, как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Согласно исследованиям психологов, в частности, И.В.Дубровиной, "Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли." [6]
Таким образом, становление самооценки – это одна из наиболее ярких х
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. САМООЦЕНКА. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ 4
1.1 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ 7
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 12
2.1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 16
2.2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИК ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. Спб.: Питер,2008.
2. Кариенко Л.А., Петровский А.В. Краткий психологический словарь. М.: Просвещение, 1981.
3. Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности. // Обществознание в школе. – 1999. -№2 – С. 50-52.
4. Кле М. Психология подростка. М., 1989.
5. Кон И.С. Психология ранней юности. М.,1989.
6. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1989.
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.,1997.
8. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. Л.,1972.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Пол
Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя ?переломными? моментами этого возраста: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным - конец детства, вступление в мир взрослых. [22]
Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.
Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического ?Я?. Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба — все расстраивает, а иногда приводит к