Опыт использования творческих упражнений в практике обучения орфографии в 6 классе
Введение
Повышение уровня орфографически грамотного письма все ещё продолжает оставаться одной из актуальных задач. Так, по данным Федерального института педагогических измерений, анализ результатов ЕГЭ по русскому языка за 2022 год показал, что «изменения уровня освоения орфографических норм произошли в основном в сторону снижения показателей» [8]. При этом базового значения, как и в 2021 году, не достиг уровень овладения навыками правописания суффиксов различных частей речи, а также слитного, раздельного и дефисного написания слов. Согласно рабочим программам русского языка как учебного предмета разных предметных линий, указанные виды орфограмм в основном изучаются в 6-ом классе основной общеобразовательной школы.
По результатам анализа типичных орфографических ошибок участников ЕГЭ 2022 года разработчиками методических рекомендаций для учителей подчёркивается мысль о том, что «работа … исключительно с тестовыми заданиями не позволит улучшить качество обучения орфографии в школе,…
Содержание
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы использования творческих упражнений на уроках обучения орфографии в 6 классе 6
1.1. Понятие о творческих упражнениях и их классификации в справочной и методической литературе 6
1.2. Цели и содержание обучения орфографии в 6 классе современной общеобразовательной школы 13
1.3. Роль творческих упражнений в работе по развитию орфографической грамотности 16
1.4. Упражнения творческого характера в орфографических параграфах школьных учебников про русскому языку для 6-ого класса 21
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Анализ практики учительской работы по обучению шестиклассников орфографии с применением творческих упражнений 26
2.1. Цели использования творческих упражнений 26
2.2. Место творческих упражнений в структуре урока орфографии 35
2.3. Виды творческих упражнений и методика их проведения 36
Выводы по 2 главе 38
Заключение 40
Список литературы 42
Приложение 1. Виды орфограмм для 6 класса 46
Приложение 2. Список конспектов уроков обучения орфографии в 6 классе с использованием творческих упражнений 47
Список литературы
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков. – М.: Просвещение, 2005. – 158 с.
3. Бальжитова, М. Л. Система творческих заданий на уроках русского языка и литературы / М. Л. Бальжитова. — Текст : электронный // ИНФОУРОК : [сайт]. — URL: https://infourok.ru/sistema-tvorcheskih-zadanij-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-6242064.html (дата обращения: 27.12.2022).
4. Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка в школе / М.Т. Баранов. - 2001.- 368 с.
5. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. - 2-е изд. перераб. И доп.- М: Просвещение. - 2006.- 299 с.
6. Булохов В. Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся / В. Я. Булохов // Начальная школа. - 2002. - №1. – С. 90-115
7. Гадалова, В.В. Теория и практика урока русского языка: пособие по методике преподавания русского языка (для студентов и учителей) / В.В. Гадалова. – Москва: Московский Лицей, 2002. – С. 26 – 34. – Текст : непосредственный.
8. Дощинский, Р.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года по русскому языку/ Р.А. Дощинский, О.М. Крайник, Т.В. Соловьева. – Текст : электронный. – Москва: ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», 2022. – 52 с. – URL: http://doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/2022/ru_mr_2022.pdf (дата обращения: 10.12.2022)
9. Ибрагимова, А. И. Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка / А.И. Ибрагимова. - 2014.
10. Иванова В.И. Творческие задания, направленные на развитие орфографической зоркости / [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/tvorcheskie-zadaniya-napravlennye-na-razvitie-orfograficheskoj-zorkosti-5093317.html?ysclid=l8m0pn5p2k616723691 (Дата обращения: 28.09.2022)
11. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение. - 2002. - 173 с.
12. Изаренков, Д. И. Аппарат упражнений в системном описании / Д. И. Изаренков // Русский язык за рубежом. - 1994. - №2 1. - С. 77-85.
13. Кислицкая, С. С. Основные виды творческих текстовых упражнений на уроках русского языка в начальных классах // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. №3-2 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-vidy-tvorcheskih-tekstovyh-uprazhneniy-na-urokah-russkogo-yazyka-v-nachalnyh-klassah (дата обращения: 07.11.2022).
14. Колесник Е.В. Развитие навыков грамотного письма на основе неспециальных методов обучения в 6 классе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - Москва, 20
Так, например, при работе с творческим диктантом учащиеся по заданию вставляют в диктуемый текст определенные слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов и письменно или устно объясняют соответствующие орфограммы. При этом у учащихся вырабатывается навык применения орфографических правил в условиях, когда приходится думать о содержании и грамматическом оформлении предложения. Про творческие диктанты также говорится в работах и других авторов. Так, Е.В. Колесник считает, что творческие диктанты учат наблюдать, приучают ярко и выразительно описывать предметы и явления. Упражнения такого типа учат активно пользоваться синонимами и другими лексическими средствами в речи; при этом они дают возможность проверить практические знания по изученным разделам [14].
Еще один пример интересного творческого задания предлагается Л.Е Пашковской. Автор использует метод постановки проблемного вопроса и называет его «каког