Развитие познавательного интереса младших школьников с использованием технических средств обучения
Введение
Процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выходит воспитание всесторонне и гармонично развитой личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию – одна из стратегических задач современной российской школы. Поэтому каждый учитель прекрасно понимает, что ребенок, который приходит в школу учиться, должен не только овладеть знаниями и умениями, но и стать развитой личностью в целом. В связи с этим перед педагогом встает задача: способствовать развитию познавательного интереса младших школьников. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения. И если задача будет решаться успешно, то это принесет большой вклад, как для общества, так и для самой личности.
Проблема развития познавательного интереса учащихся становится одной и
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования познавательного интереса в младшем школьном возрасте 6
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес» 6
1.2. Особенности развития познавательного интереса младших школьников 12
1.3. Критериально-оценочный аппарат для диагностики уровней развития познавательного интереса младших школьников 18
Выводы по главе I 27
Глава II. Педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников с использованием технических средств обучения 29
2.1. Теоретическое обоснование педагогических условий использования технических средств обучения в развитии познавательного интереса у детей младшего школьного возраста 29
2.2. Внедрение педагогических условий использования технических средств обучения в развитии познавательного интереса у детей младшего школьного возраста 36
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 44
Выводы по главе 2 48
Заключение 49
Список литературы 51
Приложения 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский// - Москва: Просвещение, 2005.- С.13-25.- ISBN отсутствует. - Текст: непосредственный.
2. Брыксина, О. Ф. Интерактивная доска в начальной школе: учебно-метод. пособие / О. Ф. Брыксина// - Москва: Дрофа, 2018.- 157 с. - ISBN 978-5-358-10342-9. - Текст: непосредственный.
3. Вылегжанина, Е. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе/ Е. А. Вылегжанина, Н. Н. Мальцева // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2021 г.). — Чита: Молодой ученый, 2021. — С. 4-6. - ISBN отсутствует. - Текст: непосредственный.
4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский; под ред. В.В.Давыдова //-М.: Педагогика-Пресс, 2019 – 536 с. - ISBN 5-7155-0358-2. - Текст: непосредственный.
5. Гончаров, А.В. Основы работы в программе SMART Notebook / А.В. Гончаров// – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017. – 42 с. - ISBN отсутствует. - Текст: непосредственный.
6. Чеснова, И.Е. Как ходить в школу с удовольствием : [для младшего и среднего школьного возраста] / И. Е. Чеснова // - Москва : Аванта : АСТ, 2021. - 63 с.- ISBN 978-5-17-983321-5 Текст: непосредственный.
7. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. / Л.А. Гордон.- М., 2012.- 232 с. - ISBN отсутствует. - Текст: непосредственный.
8. Горюнова, М. А. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе / М. А. Горюнова, Т. В. Семенова, М. Н// Солоневичева- СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — 336 с. - ISBN отсутствует. - Текст: непосредственный.
9. Гуткина, Н.И. Динамика учебной мотивации учащихся от первого ко второму классу / Н.И. Гуткина, В.В. Печенков // Вестник практической психологии образования. – 2020. – № 4 октябрь-декабрь. С 14-21. - ISBN 1993-4483. - Текст: непосредственный.
10. Дворецкая, А. В. Основные типы компьютерных средств обучения/ А. В. Дворецкая // Школьные технологии. М.: Народное образование, 2016. - № 3. – С. 25-40. - ISBN отсутствует. - Текст: непосредственный.
11. Додонов, Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б.И. Додонов// - Москва: Просвещение, 2018. - 234 с. - ISBN отсутствует. - Текст: непосредственный.
12. Ковалев, А.Г. К проблеме мотивов/ А.Г. Ковалев // Психологический журнал. – 2019. – № 1. – С. 37-41. -ISBN 0869-4400 - Текст: непосредственный.
13. Костаева, Т. В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся / Т. В. Костаева // Математическое образование в школе XXI века Всероссийской научнометодической конференции (Саратов, апрель, 2020). Саратов, 2020. С. 4-10. - ISBN отсутствует. - Текст: непосредственный.
14. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий; Российская академия наук. - Москва: ТЦ «Сфера»: «Юрайт-М», 2010. - 464 с. – ISBN- 5-89144-162-4.- Текст: непосредственный.
15. Маркова, А. К. Книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. — Москва: Просвещение, 2009. — 192 с. - ISBN отсутствует. - Текст: непосредственный.
16. Полушкина, Г.Ф. Современный урок с использованием средств интерактивной доски: учебно-методич
Ход проведения диагностики заключается в том, что обучающимся выдаются анкеты с пятью вопросами, в них отражены возможные варианты ответов на вопросы. Детям младшего школьного возраста необходимо выбрать из представленных возможных вариантов ответов какой-либо один, наиболее подходящий для них. При обработке полученных данных учитывается количество ответов под определенной буквой, что свидетельствует о степени выраженности познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Мотивационно-потребностный критерий развития познавательного интереса в нашем исследовании измеряем посредством авторской методики «Познавательная самостоятельность младшего школьника», А.А. Горчинской.
Целью методики является выявление степени выраженности познавательной самостоятельности детей младшего школьного возраста.
Ход проведения диагностики заключается в том, что детям младшего школьного возраста выдаются анкеты с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов. Обуча