Приёмы активизации деятельности младших школьников в процессе формирования навыков сложения и вычитания
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Согласно федеральному образовательному стандарту начального общего образования (далее ФГОС НОО) одними из базовых навыков развития детей младшего школьного возраста являются формирование у них навыков овладения начальными математическими знаниями для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Для этого ребёнок должен уметь выполнять элементарные математические действия над числами – сложение и вычитание в пределах 10. Именно этот навык формируется у детей в первую очередь, а потом оттачивается и закрепляется на протяжении всего обучения начального курса математики.В настоящее время большое внимание в школе уделяется активизацию познавательной деятельности младших школьников. Это касается и уроков математики. Овладение навыками сложения и вычитания зависит от компетентности учителя, от того, какие средства и приёмы он будет использовать на уроке, насколько он учитывает особенности и возможности каждого ученика в классе.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................................................. 3
1 Теоретическиеосновыиспользованияприёмовактивизации деятельности младших школьников в процессе формирования навыков сложения и вычитания в пределах 10……………………………………… 7
1.1 Требования программы начальной школы к формированию навыков сложения и вычитания в пределах 10……………………….………… 7
1.2 Приёмыактивизацииучебнойдеятельностимладших школьников............................................................................................... 13
2 Описаниеопытно-экспериментальнойработыпоиспользованию приёмов активизации деятельности младших школьников в процессе формирования навыков сложения и вычитания в пределах 10…………. 18
2.1 Первичная диагностика сформированности навыков сложения и вычитания в пределах 10 у младших школьников……………............. 18
2.2 Формирования навыков сложения и вычитания в пределах 10 посредствам использования приёмов активизации деятельности младших школьников……………………………………………........... 24
2.3 Сравнительная диагностика сформированности навыков сложения и вычитания в пределах 10 у младших школьников…………….……… 34
Заключение……................................................................................................. 37
Список использованных источников………………..………………………. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абил, А. А. Формирование мотивации обучения у младших школьников посредством использования активных форм работы / А. А. Абил, Л. Е. Садвокасова // Современные проблемы науки, технологий, инновационной деятельности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (Белгород, 31 августа 2017 года): в 4 частях / под редакцией Е. П. Ткачевой. – Белгород: Агентство перспективных научных исследований, 2017. – 46с. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29954856 (дата обращения: 17.01.2023).
Ахмадуллин, Ш. Т. Мотивация детей: как мотивировать ребенка учиться / Ш. Т. Ахмадуллин, Д. Шарафиева. – Москва: Билингва, 2016. – 77с.
– ISBN 978-5-906730-71-8.
Бабанский, Ю. М. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. М. Бабанский. – Москва: Юрайт, 2005. – 224 с. – ISBN 978-5-9770-0518-0.
Бантова, М. А. Система формирования вычислительных навыков / М.А. Бантова. – Москва: Педагогика, 1993. – 38 – 43 с. – ISBN 978-5-534- 05718-8. – URL: https://urait.ru/bcode/454337 (дата обращения: 03.11.2022).
Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей младших школьников / А. В. Белошистая. – Москва: Инфра- М, 2017. –234 с. – ISBN 978-5-16-011549-8. (дата обращения 17.01.2023).
Белошистая, А. В. Развитие математического мышления ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения: монография / А. В. Белошистая. – Москва: Инфра-М, 2017. – 234 с. – ISBN 978- 5-16-011549-8. (дата обращения 13.11.2022).
Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе курс лекций: учебное пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений / А.В. Белошистая. – Москва: Инфра-М, 2009. – 14 с.– ISBN 978-5-16-012579-7.
Берестова, Е. М. Считаем без ошибок / Е. М. Берестова. – Москва:
Изд. центр "Эксмо", 2012. – 48 с. – ISBN 966-5-8395- 8571-9.
Одним из главнейших условий воспитания интереса к обучению является понимание детей потребности изучения сложения и вычитания. Прежде чем приступить к знакомству со сложением и вычитанием, учителю необходимо потратить достаточно времени на поиск необходимых форм и методов обучения. Необходимо вызвать интерес у ребёнка при изучении выбранного материала. Только тогда, когда дети хотят делать то, что нужно педагогу, возможно истинное сотрудничество между учителем и учеником. Для того, чтобы активизировать деятельность детей в своей практике педагоги применяют различные приёмы активизации детей в процессе обучения сложению и вычитанию.Прием (в методологии и методике научного исследования) – обоснованный знаниями, проверенный и закрепленный практикой, используемый исследователя и просто всеми, кто участвует в познавательно- преобразовательной деятельности, алгоритм выражения содержания отдельного познавательного действия [27]. Словом, приём имеет свой объект познания – это сущности элементов исследуемых явлений. Именно поэтому приемы обладают высшей степенью аналитичности среди всех методологических средств.