Коллективное воспитание детей с ОВЗ в современной школе
Введение
Актуальность исследования – на современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование.Степень разработанности темы: в развитие педагогической науки был внесен огромный вклад А.С. Макаренко, которые предложил своё видение коллектива и значимости его воздействия на личностное развитие.Противоречие данного исследования: между необходимостью коллективного воспитания детей с ОВЗ в современной школе и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической литературе.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..…3
I. Теоретические аспекты коллективного воспитания детей с ОВЗ в современной школе………………………………………...……………………6
1.1. Понятия «коллектив», «коллективное воспитание» в трудах отечественных и зарубежных исследователей…………………………………6
1.2. Влияние коллектива на личность ребенка с ОВЗ………………….10
1.3. Особенности коллективного воспитания детей с ОВЗ в современной школе……………………………………………………………………………..16
II. Экспериментальное исследование коллективного воспитания детей с ОВЗ в современной школе……………………………………………………..21
2.1. Организация и методики экспериментального исследования …….21
2.2. Программа коллективного воспитания детей с ОВЗ………………24
2.3. Интерпретация результатов исследования……………….…………25
Заключение ………………………………………………………………..……34
Список использованной литературы …………………………………..…...36
Приложения ……………………………………………………………..……...41
Список использованной литературы
Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 2018. – 335 с.
Антонова, Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного и школьного возраста в игре: Автореферет дис. .к.п.н. / Т.В. Антонова. – М.: 2019, – 16 с.
Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. – Издательство «Просвещение». Москва, 2018. – 445 с.
Арушанова, А.Г. Формы организации совместной игровой деятельности и общения в подготовительной группе к школе / А.Г. Арушанова, В.В. Коннова, Е.С. Рычагова // Детский сад от А до Я: журнал, 2019. – №5. – С. 22-38.
Бабаева, Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития / Т. И. Бабаева, Л. С. Римашевская // Детский сад: теория и практика, 2021. – №1. – С. 74-85.
Бакаева, О.Н. Социальные ситуации развития как средство формирования самостоятельности / О.Н. Бакаева. – Детский сад от А до Я: журнал, 2019. – №6. – С. 96-100.
Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин. – М.: Речь, 2019. – 363 с.
Брюхова, Н.Г. Нравственное саморазвитие человека / Н.Г. Брюхова. – М.: Речь, 2015. – №7. – С. 289-301 с.
Брудный, А.А. К теории коммуникативного воздействия. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / А.А. Брудный. – 6-е изд. – М.: АСД, 2019. – 446 с.
Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Р. С. Буре // Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 80 с.
Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками / С. С. Бычкова. – М.: Аркти, 2018. – 96 с.
Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова. – М.: Мир, 2020. – 425 с.
Веракса, А.Н. Практический психолог школе / А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 144 с.
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии /Л. С. Выготский. – М.: Издательство Юрайт., 2020. – 200 с.
В отечественной педагогике также обосновалась необходимость поддерживать среди детей атмосферу товарищества и взаимопомощи. Е.Л. Никитина [32], Н.Г. Брюхова [8] и т.д. видели в стихийно складывающихся детских обществах возможный источник новых отношений, развивающих детей. Анализируя этот феномен, использовали такие понятия, как «детская масса», «детская общность», «корпоративный дух школы».Огромный вклад в создание стройной теории коммунистического воспитания детей и молодежи внесли выдающиеся советские педагоги С.С. Бычкова и А.С. Макаренко. C.С. Бычкова была первым педагогом, начавшим теоретическую разработку вопроса о роли детского коллектива в системе коммунистического воспитания [11]. Она исходила из марксистского положения о том, что возникновение и развитие коллективных связей людей есть процесс объективно-закономерный. Во всяком обществе коллектив играет важную роль в развитии и формировании личности. В значительной степени ее заслугой является то, что в «Основных принципах единой трудовой школы» – выдающемся документе, полвека тому назад утвержденном Государственной комиссией по просвещению, было записано: «В воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом, что заложит в душу подростка… способность реально, всем сердцем чувствовать себя солидарной частью великого целого».