Особенности психологической адаптации десятиклассников с разным уровнем личностной тревожности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в школе. В этот период у школьников могут возникать определённые сложности в учёбе, в отношениях со сверстниками и родителями.
При переходе в десятый класс каждый ребенок сталкивается с многими новыми для него фактами. А ситуация новизны всегда тревожна. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, находится в состоянии внутренней напряженности и настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений.В большинстве школ делают «профильные» десятые классы, из-за чего состав класса меняется, появляется много новых незнакомых людей, что вызывает дискомфорт и тревогу. Многие дети также меняют школу, что является дополнительным фактором стресса.В десятом классе сменяются критерии оценки знаний ученика, что зачастую приводит к ухудшению успеваемости.
Содержание
Введение 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ 5
1.1 Понятие психологической адаптации 5
1.2 Понятие личностной тревожности 8
1.3 Возрастные особенности 11
2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ 16
2.1 Этапы исследования 17
2.2 Методы исследования 18
2.3 Анализ результатов исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Список литературы
1. Белобрыкина О.А. Дроздова А.В. Социально-психологическая адаптация: проблемы измерения
2. Голованова А.А., Тарасова Л.Е., Шамионов Р.М. Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: «Научная книга», 2011.
3. Граур М.В. Психологическое содержание понятия «Школьная адаптация»
4. Ковригина И.С. Социально-психологическая адаптация: сущность, виды и стадии формирования
5. Локтева О.В. Взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации.
6. Мешкова И.В. Личностная тревожность, как фактор адаптации студентов-первокурсников
7. Нехорошкова А.Н. Грибанов А.В. Джос Ю.С. Проблема тревожности как сложного психофизиологического явления
8. Пермяков Е. М. Исследование взаимосвязи показателей школьной адаптации учащихся 5-х классов
9. Прихожан А. «Тревожность у детей и подростков6 психологическая природа и возрастная динамика»
10. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен
11. Уварова М.Ю. Кедярова Е.А. Исследование личностной тревожности и мотивации достижения у студентов-первокурсников
12. Хабиев Т.Р. взаимосвязь жизнестойкости и личностной тревожности у лиц подросткового возраста
13. Шпет М.С. Психологическая природа и причины личностной тревожности
14. Зверяко О.В. Десятиклассники. Особенности обучения в старшей школе
Понятие адаптация пришло в научный оборот из физиологии, где рассматривалось как приспособление организма к раздражителям. В настоящее время понятие адаптация является общенаучным и понимается как свойство любой живой саморегулируемой системы, обеспечивающее ее устойчивость к условиям среды, как непосредственный процесс приспособления к условиям среды и одновременно как результат деятельности по достижению динамического равновесия между системами, которые адаптируются. Человек является биопсихосоциальным существом, поэтому при изучении феномена адаптации человека принято рассматривать три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный. На этом основании выделяют физиологическую, психическую и социальную адаптации, как межуровневые взаимодействия – психофизиологическую и социально-психологическую адаптации, и отдельные виды социальной адаптации, связанные с многообразием человеческой деятельности (культурная, школьная (учебная), профессиональная, бытовая и др.)