Социально-педагогическая работа с подростками группы риска в реабилитационном центре
Введение
Всю жизнь человек взаимодействует с окружающими его людьми, и успешность этого взаимодействия будет зависеть от такого фактора, как поведение. Оно является регулятором взаимоотношений между людьми, которое выражается в их действиях и поступках. Поведение определяется социальной нормой, границы которой весьма размыты и имеют исторический характер, а также зависит от биологических, личностных, наследственных и воспитательных предпосылок. На сегодняшний день, по данным многих исследователей, таких как Л.П. Рубина, И.С. Кон, В.Я. Гиндикин, К.С. Лебединская, Г.В. Грибанова и др., нарушение поведения – одна из самых распространённых проблем развития и поэтому является междисциплинарной, она изучается такими науками, как психология, педагогика, право, философия, медицина, социология и др.
Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы построения психолого-педагогической работы с подростками «группы риска»
1.1 Анализ проблемы нарушения поведения подростков
1.2 Психологические особенности подросткового возраста
1.3 Психолого-педагогические технологии в оказании помощи подросткам «группы риска»
2 Экспериментальное изучение особенностей подростков «группы риска» в реабилитационном центре
2.1 Организация и этапы исследования
2.2 Экспериментальная программа психолого-педагогической работы с подростками «группы риска»
2.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Список использованных источников
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт. –М.: Академия, 2005.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. –СПб., 2008.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. –М., 2003.
4. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства //Социальная и клиническая психиатрия. – 1996. –Т 6. Вып. 4. - С. 14-20.
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. –М., 2006.
6. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб., 2005.
7. Беличева С.А. психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних. - М.,2004.
8. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.,2003.
9. Битянова М.Р. Психолог в школе: Содержание и организация работы. М.: Сентябрь, 1998.
10. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии. //Вопросы психологии, № 6. 2000.
11. Быков А.В., Шульга Г.И. Психологическая служба в учреждении социально-педагогической поддержки детей и подростков. –М., 2001.
12. Василец Т.Б.: История одного случая... Полгода спустя. //Журнал практического психолого. - 1998. -№ 1. - С. 113-118.
13. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис. //Психологический журнал. –2005. –Т. 16. - № 3. –С. 90-101.
14. Выготский Л.С. Педология подростка // В кн.: Собрание сочинений, -Т. 4. - М., 1984.
15. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века. // Новые ценности образования. Выпуск 6. - М.,1996.
16. Гулина М.А. Основы индивидуального психологического консультирования. –СПб., 2007.
17. Диагностика школьной дезадаптации. /Под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. – М., 2006.
18. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. //Психологический журнал. –1972. -№ 2. С. 25-37.
19. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. –М., 2002.
20. Железняк Л.Ф., Клемантович И.П. Основы общей психологии. –М., 1997.
С начала научного изучения подросткового периода, после первого фундаментального исследования С. Холла (Hall, 1908), за этим возрастом закрепилось название критического. В начале ХХ века в науке господствовало представление о биологической обусловленности критического развития в подростковом возрасте. Основу этого представления заложили С. Холл («теория рекапитуляции») и З. Фрейд. [49,59]Одновременно накапливались исследования по отдельным проблемам, в которых раскрывалась зависимость некоторых сторон личности, например, интересов, идеалов от социальной принадлежности подростка. Такая теоретическая направленность характерна для целого ряда исследований в начальный период становления отечественной психологии (Арямов, 1928; Смирнов, 1924; Рыбников, 1930) и др. [18]В зарубежной психологии Э. Шпранглер считал юность периодом «врастания индивида в культуру», в определенные «формы жизни общества», существующие в виде этики, религии, науки, искусства и т.д. [21]А. Буземан, изучавший развитие самосознания подростков из рабочей и интеллигентской среды, пришел к выводу о зависимости критериев самооценки и уровня развития самосознания от непосредственного социального окружения. Работы подобного типа постепенно создавали фундамент для понимания социальной обусловленности ряда особенностей подростков, но в силу своего частного характера эти работы существенно не поколебали представления о биологической обусловленности критического характера подросткового периода.