Эффективные приемы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников при работе над текстом на уроках русского языка
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования универсальных учебных действий в процессе обучения школьным предметам является, несомненно, актуальной в настоящее время. В научно - методической и педагогической литературе ей уделяется достаточно большое внимание. При этом термин «универсальные учебные действия» рассматривается как в достаточно широком смысле («умение учиться», «способность к саморазвитию и самосовершенствованию»), так и более конкретно («совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса»).
В этом аспекте можно согласиться с тем, что универсальные учебные действия мы понимаем, как «систему действий учащихся, обеспечивающих способность к самосовершенствованию и саморазвитию, самостоятельному усвоению знаний, навыков и умений, включая самостоятельную организацию учебной деятельности, … понимаем действия, обеспечивающие процесс познания, творческого умственного процесса получения и обновления знаний» [16, с. 97].
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования логических универсальных действий у младших школьников при работе над текстом на уроках русского языка
1.1 Понятие логические универсальные действия в психолого-педагогической литературе. Виды логических УУД и уровни их сформированности
1.2 Особенности работы с текстом на уроках русского языка в начальной школе
1.3 Приемы формирования логических УУД при работе с текстом на уроках русского языка
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию логических УУД при работе с текстом на уроках русского языка
2.1. Изучение и обобщение опыта учителей по формированию логических УУД при работе с текстом на уроках русского языка
2.2. Локально-методическая система формирования логических УУД при работе с текстом на уроках русского языка
2.3. Организация и итоги педагогического эксперимента по формированию логических УУД при работе с текстом на уроках русского языка
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Мво образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
2. Алексеева О. В. Урок-исследование в методике функционального подхода к изучению морфологии // Начальная школа плюс: до и после. 2010. № 2. С. 31–35.
3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Молчанов С. В., Салмина Н. Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал. 2011. № 1. С. 104–110.
4. Выготский, Л. С. Воспитание чувств / Л. С. Выготский. – URL: http://pravoknigi.ru/pedagogika/155-hrestomatija-vozrastnaja-i-pedagogicheskaja-psih/4534- vygotskij-ls-vospitanie-chuvstv.html. (дата обращения: 12.02.2022 г.).
5. Глебова З. В. «Добро пожаловать в русский язык, или посторонним вход воспрещён» (урокисследование в V–VI классах) // Русский язык в школе. 2015. № 4. С. 24–30.
6. Жесткова Е.А. Формирование речевых умений младших школьников при создании сочинения-описания // Молодой ученый. 2020. №21.1. С. 173-176.
7. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 428 с.
8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
9. Кузнецова Н. Ю., Назарова Е. П. Организация урока-исследования по русскому языку в начальной школе // Инновационные подходы к решению социально-экономических, правовых и педагогических проблем в условиях развития современного общества: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. Воронеж: Воронежский экономико-правовой институт, 2015. С. 421–425.
Таким образом, логические учебные действия позволяют ребенку мыслить и анализировать. Особую роль в развитии ЛУУД играют методы проблемного обучения. Обучать деятельности — это значит делать учение мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства её достижения, помогать ребёнку сформировать у себя умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Суть проблемного обучения состоит в том, что перед учениками ставится проблема, познавательная задача, и они под руководством учителя или самостоятельно исследуют пути и способы её решения, т.е. строят гипотезу, аргументируют, рассуждают, доказывают. Основой проблемного обучения является создание проблемной ситуации, как средства активизации