Педагог дошкольной образовательной организации как агент социализации воспитанников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В последнее время проблемы социального развития ребенка становится все более актуальной. Этот вопрос волнуют не только педагогов, но и родителей, которые обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, добрым и успешным. В дошкольной педагогике социально-личностное развитие ребенка рассматривается как целостный процесс, в ходе которого он усваивает ценности, традиции, культуру общества. С этих позиций важно рассмотреть роль воспитателя в данном процессе.Проанализировав целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, представленные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, можно отметить, что большое значение отводится социальному развитию ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.................................................................................................6
1.1. Понятие и сущность социализации.................................................................6
1.2. Социализация дошкольников в неблагополучной семье.............................14
1.3. Формы и методы работы воспитателя по управлению социализацией воспитанников.......................................................................................................22
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.........................................................................31
2.1. Показатели и уровни социального развития детей младшего дошкольного возраста...................................................................................................................31
2.2. Теоретические основы взаимодействия агентов социализации ребенка дошкольного возраста...........................................................................................36
2.3. Методики и программы социального развития детей дошкольного возраста...................................................................................................................43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................48
ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст]: учебник для высшего учебного заведения / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 363с.
Андриенко, Е. В. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Андриенко; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2000. – 264 с.
Афонькина, Ю. А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Вторая младшая группа [Текст] / Ю. А. Афонькина. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2018. – 59 с.
Бабунова, Е. Особенности социально-коммуникативного развития [Текст] / Е. Бабунова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №12. – С.21-28.
Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие / Т. М. Бабунова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 207 с.
Беликов, В. А. Образование. Деятельность. Личность: монография [Текст] / В. А. Беликов. – М.: Академия Естествознания, 2010. – 310 с.
Беличева, С. А. Основы превентивной психологии [Текст] / С. А. Беличева. – М.: Консорциум «Социал. здоровье России», 1993. – 198 с.
Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. – М.: Медиум, 1995. – 323с.
Бергер, П. Социальное конструирование личности [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. – М.: Просвещение, 2003. – 278с.
Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович. – М.: Изд – во «Институт практической психологии». Воронеж: Модек, 1995. – 349 с.
Буре, Р. С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет [Текст] / Р. С. Буре. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.
Василькова, Ю. В. Социальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. – М.: Академия, 2000. – 440 с.
Рассмотрим сущность понятия социализации детей дошкольного возраста. Социализация (от лат. socialis – общественный) – процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.Становление личности начинается с детских лет. Появляясь в современном обществе, ребенок входит в совершено другие взаимоотношения, в его жизни появляются разные трудности. Поэтому главной и основной задачей взрослых является помощь в овладении определенным опытом, который понадобится ему в самостоятельной жизни, то есть овладение определенными навыками социализации [2].Педагогикой социализация рассматривается, как процесс усвоения ребенком готовых форм и способов социальной жизни, приемов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптации к социуму, а также приобретения собственного социального опыта. В трудах Т. Мора, Ж.Ж. Руссо, Р. Оуэна, Ш. Фурье, И. Г. Песталоцци, Т. Кампанеллы и А. Дистервега содержатся положения о социальной природе воспитания, оптимальных условиях взаимодействия подрастающего ребенка и социума, о специальном педагогическом воздействии на социальную среду [17].