Современный урок истории соотношение деятельности учителя и обучающихся
Введение
Актуальность темы обусловлена теми изменениями, которые происходят в современном образовании в целом и в преподавании истории в частности. В настоящее время в нашей стране идет сложный и противоречивый процесс становления новой системы образования, ориентированной на вступление в мировое образовательное пространство. Данный процесс сопровождается значительными трансформациями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.Меняется образовательная парадигма, что связано с иным содержанием, иными подходами, иным правом, иными отношениями, иным поведением, иным педагогическим менталитетом: происходит обогащение содержания образования новыми процессуальными умениями, акцент сделан на развитие способностей оперировать информацией, творчески решать проблемы науки и рыночной практики, с упором на индивидуализацию образовательных программ.
Оглавление
Введение
Глава 1. Современные требования к преподаванию истории в школе
1. Сущность личностно-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода
2. Формирование УУД на уроках истории: виды деятельности учащихся
Глава 2. Деятельность учителя в обучении истории в современной школе
1. Значение и функции устных методов обучения истории
2. Использование устных методов обучения на уроках истории
Заключение
Список использованных источников и литературы
Список использованных источников и литературы
Источники
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования". (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) / Электронно-правовая система «Гарант». [Электронный ресурс] - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (25.12.2022)
Андреева, А. Д. Развитие аналитических способностей учащихся на уроке истории и роль учителя в этом процессе / А. Д. Андреева // Исторический опыт мировых цивилизаций и Россия : Материалы X Международной научно-практической конференции, Владимир, 02–03 декабря 2021 года. – Владимир: Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, 2022. – С. 448-452.
Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. М.: Просвещение, 2022. 303 с.
Всеобщая история. История Древнего мира: 5-й класс: учебник / Саплина Е.В., Немировский А.А., Соломатина Е.И., Тырин С.В.; под общ. ред. Мединского В.Р. М.: Просвещение, 2021. 272 с.
Дорожкина Т. Н. Риторический потенциал устного слова в педагогической коммуникации [Электронный ресурс] - URL: https://irorb.ru/files/magazineIRO/2012_1/9.pdf (25.12.2022)
Дьяченко, Н. В. Лекция сегодня: традиция или инновация / Н.В. Дьяченко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 2. – С. 16–22.
Литература
Белова, С. В. Функции учебного диалога в усвоении старшеклассниками ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов / С. В. Белова : автореф. дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 1995. – 19 с.
Библер В.С. Культура. Диалог культур / В.С. Библер // Вопросы философии. – 1989. - №6. - С. 31-42.
В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход, который призван сформировать готовность к непрерывному образованию и саморазвитию; проектировать и конструировать социальную среду развития обучающихся в системе образования; активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся; выстраивать образовательный процесс с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Стандарт ориентирован на формирование таких личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника основной школы"), как любовь к своему краю и своему Отечеству, знание русского и родного языка, уважение к своему народу, его культуре и духовным традициям; осознание и принятие ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; стремление к активному и заинтересованному познанию мира, осознание ценности труда, науки и творчества; умение учиться, осознание значимости образования и самообразования для жизни и деятельности, способность применять полученные знания на практике; социальная активность, правовая культура и уважение к закону и правопорядку, соотношение своих поступков с нравственными ценностями, осознание своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством; уважение к другим людям, умение вести конструктивный диалог, стремиться к взаимопониманию, сотрудничеству для достижения общих результатов; осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; способность ориентироваться в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы .