Развитие исследовательских умений обучающихся на уроках химии

Скачать курсовую работу на тему: "Развитие исследовательских умений обучающихся на уроках химии". В которой описаны особенности развития исследовательских умений обучающихся на уроках химии; приведена методика создания условий для развития исследовательских умений на уроках химии.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
11.10.2025
Объем файла
142 Кб
Количество страниц
35
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

Проблема формирования исследовательских умений школьников не является новой. В советской педагогике интерес к ней впервые возник в 20-е годы прошлого века (Б. Е. Райков). Следующий период активизации исследований по этой проблематике приходится на 70–80-е годы. В этой связи можно вспомнить дидактические исследования С. А. Гуревича, Н. В. Иванковой, И. Я. Лернера, П. И.Пидкасистого, Т. И. Шамовой и многих других. К этому же периоду относятся работы методистов, изучавших особенности процесса формирования исследовательских умений обучающихся на различном предметном содержании (гуманитарные дисциплины, естественнонаучные дисциплины, математические дисциплины).
Можно заметить, что интерес к исследовательским умениям и процессу их формирования у обучающихся обострялся в периоды реформирования школьного образования, осмысления новых подходов к построению процесса обучения. Сегодняшний интерес к выделенной проблеме также обусловлен, с одной стороны, новым видением целей образования

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения развития исследовательских умений обучающихся на уроках химии 5

1.1 Исследовательские умения обучающихся и условия их развития 5

1.2 Особенности развития исследовательских умений обучающихся на уроках химии 14

Глава 2. Методика развития исследовательских умений обучающихся на уроках химии 21

2.1 Методика создания условий для развития исследовательских умений обучающихся на уроках химии 21

2.2 Дидактический материал и методика его использования 28

Заключение 35

Список литературы 37

Приложение 40

Список литературы

1. Аллаяров, З.А. Развитие одаренности школьников в образовательной организации: монография / З.А. Аллаяров. – Уфа : Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2019. – 191 с.

2. Белова, Т.В. Исследовательская деятельность школьников / Т.В. Белова // Научный поиск. – 2014. – № 2.2. – С. 22- 27.

3. Венкова, С.И. Психолого-педагогические условия формирования у старшеклассников исследовательской деятельности в современном образовательном процессе школы / С.И. Венкова, Т.Л. Шабанова // Альманах мировой науки. – 2016. – № 1-1. – С. 17-22.

4. Галишева, М.С. Учебно-исследовательская деятельность школьника: структурная модель и формулировка понятия / М.С. Галишева, П.В. Зуев // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 6. – С. 6-18.

5. Губанова, М.И. Исследовательская деятельность педагога: введение, основы, методология / М.И. Губанова, В.И. Сахарова. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2020. – 167 с.

6. Дробышев, Е.Ю. Организация учителем учебно-исследовательской деятельности учащихся по учебному предмету «Химия» / Е.Ю. Дробышев // Школьные технологии. – 2019. – № 6. – С. 105-112.

7. Дробышев, Е.Ю. Особенности организации учебно-исследовательской деятельности / Е.Ю. Дробышев, Д.А. Чернышев // Химия в школе. – 2019. – № 1. – С. 33–37.

8. Дробышев, Е.Ю. Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время: сравнительный анализ / Е.Ю. Дробышев // Школьные технологии. – 2019. – № 1. – С. 79-86.

9. Жукова, Н.В. Опыт подготовки учащихся к олимпиадам по химии на базе педагогического вуза / Н.В. Жукова, О.А. Ляпина, В.В. Панькина // Гуманитарные науки и образование. – 2017. – № 3. – С. 103-109.

10. Игумнова, Е.А. Учебно-исследовательская деятельность в естественно-научном образовании / Е.А. Игумнова, Д.Ц. Анудариева, М.С. Пушкарева и др. – Чита : Забайкальский государственный университет, 2020. – 175 с.

11. Комарова, И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников / И.В. Комарова. – М. : Каро, 2020. – 128 с.

12. Лебедева, О.В. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении предметов естественнонаучного цикла / О.В. Лебедева, И.В. Гребенев. – Нижний Новгород : Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2014. – 219 с.

13. Лебедева, О.В. ФГОС школьного образования: проектирование и организация исследовательской деятельности в образовательном процессе / О.В. Лебедева, И.В. Гребенев // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевс

Отмечается, что проблема исследовательской педагогической деятельности относится к числу тех, разработка которых требует синергетического и системного подходов [18].
Таким образом, исследовательские умения обучающегося рассматриваются в основном как свойство его личности, проявляющееся во внешнеречевой и предметной деятельности в форме интеллектуальных операций, определяющих содержание и состав его учебного исследования.
1.2 Особенности развития исследовательских умений обучающихся на уроках химииВ процессе изучения химии существует много возможностей для развития умений и навыков, необходимых для исследовательской деятельности. Главная цель исследовательского обучения – формирование у обучающихся способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности, активизировать обучение, передать обучающимся инициативу в организации познавательной деятельности [16].
Выделяют несколько форм учебно-исследовате