Экскурсия как средство развития познавательного интереса младшего школьника
Введение
Знания, умения и навыки, которые ребёнок получает в начальных классах, служат фундаментом для последующего обучения и успешности в жизни ребёнка. Именно в этот период происходит формирование основной структуры учебной деятельности, её субъекта. Развиваются желание, умение и интерес учиться.
Интерес школьников к процессу обучения является главным фактором в процессе овладения ими знаниями, а интерес к приобретению знаний формируется у детей младшего школьного возраста при условии определенной организации учителем учебной деятельности, данный факт обуславливает развитие познавательных интересов.
Развитие познавательного интереса влияет на работоспособность, мышление, планирование деятельности младших школьников. Ученики с высоким уровнем развития познавательного интереса способны доходить до истин самостоятельно, проявляя целеустремленность на уроках. Изучением познавательного интереса занимались многие педагоги и психологи.
В своей работе Г.И. Щукина трактует это понятие так: «познавательный интерес - это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее пред
Оглавление
Введение
1 Теоретические основы развития познавательного интереса младшего школьника посредством экскурсий
1.1 Особенности познавательного интереса в младшем школьном возрасте
1.2 Понятие экскурсия. Классификация экскурсий
1.3 Методика организации и проведения экскурсий в начальной школе. Влияние экскурсий на формирование познавательного интереса младших школьников
2 Эмпирическое исследование развития познавательного интереса младших школьников посредством экскурсии
2.1 Подбор и обоснование диагностических методик по выявлению познавательного интереса у младших школьников
2.2 Анализ уровня сформированности познавательного интереса младших школьников на констатирующем этапе
2.3 Реализация экскурсионной деятельности с младшими школьниками
2.4 Анализ уровня сформированности познавательного интереса младших школьников после эксперимента
Заключение
Библиографический список
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абилов, К. С. Развитие трудолюбия у младших школьников. / К. С. Абилов. – Москва : Учитель, 2016. – 128 c.
2. Аверичев, Ю. П. Организация трудового обучения и воспитания школьников / Ю. П. Аверичев. – Москва : Педагогика, 2016. – 68 с.
3. Аксенов, Д. Е. О трудовом воспитании / Д. Е. Аксенов. – Москва : Просвещение, 2021. – 336 с.
4. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента / Л. Н. Алексеева. – Москва : Учитель, 2018. – 283 с.
5. Арнаутова, О. Ю. Организация трудовой деятельности детей в процессе субъект-субъектного взаимодействия со взрослыми: опыт экспериментально-педагогической работы педагогов СОШ : О. Ю. Арнаутова. – Челябинск : ООО «Полиграф-Мастер», 2015. – 40 с.
6. Асмолов, А. Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / А. Г. Асмолов. – Москва : Просвещение, 2015. – 110 с.
7. Брушлинский, А. В. Развитие познавательного интереса у детей : монография / А. В. Брушлинский. – Москва : Научное творчество, 2019. – 116 с.
8. Буре, Р. С. Школьник и труд. Теория и методика трудового воспитания : учебно-метод. пособие / Р. С. Буре. – Санкт- Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 144 с.
9. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – Казань : Здоровье, 2019. – 171 с.
10. Вахтерова, В. П. Формирование у детей младшего школьного возраста трудовых умений в ходе экскурсии : монография В. П. Вахтерова. – Москва : Владос, 2018. – 249 с.
11. Воронов, В. В. Педагогика школы в двух словах. Конспект – пособие для студентов педагогов и учителей / В. В. Воронов. – Москва : Педагогическое общество России. – 2019. – 192 с.
12. Геронимус, Т. М. 150 уроков труда в 1-4 классах : метод. пособие / Т. М. Геронимус. – Москва : Астрель, 2013. – 168 с.
13. Гамезо, М. В. Атлас по педагогике : Информационно- методическое пособие по курсу «Педагогика
Содержание экскурсий определяется соответствующими тематиками определенных предметов в начальной школе и характеризуется рядом особенностей. Каждая экскурсия органично включена в систему преподавания предмета и занимает определенное место в этой системе. Курсы готовят студентов к экскурсии, расширяя и конкретизируя знания об экскурсиях.
Поэтому посещение «окружающего мира» может включать в себя сбор различных растений и составление школьного гербария. В этом случае необходимо будет обработать и отсортировать собранный материал. Историко-литературные экскурсии могут включать в себя встречи с участниками определенных исторических событий, писателями и т.д. Они могут быть выражены в виде письменных докладов, эссе, лекций, а также посредством организации выставок и т.д.
Экскурсии - это своего рода урок в условиях непосредственного общения с природой или социально-политической средой, измененной человеческим трудом. Они позволяют расширить р