Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

Скачать дипломную работу на тему: "Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната". В которой раскрыты теоретические основы проблемы психолого-педагогического со-провождения адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыты психологические особенности процесса адаптации первоклассников с нарушением слуха к условиям обучения.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
11.10.2025
Объем файла
1123 Кб
Количество страниц
88
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Актуальность темы исследования. В услoвиях кардинальных преобразований, происходящих в современном российском обществе, особую актуальность приобретает проблема адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся целевой группы - одна из оснoвных задач, стоящих перед школой в современных условиях. Наиболее значим этот вопрос на начальной ступени образования, именно там развиваются способности личности, познавательные процессы приобретают произвольность и осмысленность. В настоящее время в нашей стране насчитывается более двух миллиoнов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (по данным статистики более 8% всех детей). Образование детей с ОВЗ, как известно, предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, которая обеспечивает равные условия с обычными детьми и возможности для получения образования в рамках специальных образовательных стандартов, социальную адаптацию, обу

Содержание

Введение……………………………………………....……………………..……..  6

Глава 1. Теоретические основы проблемы психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья  в современных условиях………………………………………………...14
1.1. Проблема адаптации  в современной зарубежной и отечественной литера-туре………………………………………………………………………………….14
1.2. Психологические особенности процесса адаптации первоклассников с нарушением слуха к условиям обучения ………………………………………19
1.3. Характеристика подходов к психолого-педагогическому сопровождению учащихся с ОВЗ в адаптационный период……………………………………     31

Выводы по первой главе…………………………………………………………..40   
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с нарушением слуха в адаптационный период …………….   42
2.1. Результаты констатирующего этапа эксперимента………………………....42
2.2. Реализация программы психолого-педагогического сопровождения первоклассников с нарушение слуха в адаптационный пери-од…………………………………………………………………………………….50
2.3. Проверка эффективности опытно-экспериментальной работы, сравнение полученных результатов……………………………………………………….......52
Выводы по второй главе…………………………………………………………..57
Заключение………………………………………………………………….……..59  
Список использованных источников………………………………...…….......62
Приложение………………………………………………………………………..67

Список использованных источников

1. Абраминкова В.В. Социальная психология детства: развитие детских отно-шений в детской субкультуре. - Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2009. 

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2014. 

3. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Савенков А.И. Подготовка ребенка к школе/ Из-дательство "Пеленг", Томск, 2009. 

4. Айреск Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых про-блем развития. М.: Теревинф, 2009. 

5. Артамонова И.И. Аксиологические детерминанты воспитания и профессио-нального образования. Пути повышения качества воспитательной работы в образовательных учреждениях: материалы Международной научно-практической конференции, 19-20 сентября 2014 г. / под ред. Л.К. Гребенкиной, Е.М. Аджиевой; Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина. Рязань, 2014.

 6. Архипова А.А. Социально-педагогическая поддержка детей, оставшиеся без попечения родителей, в процессе социализации. дис.... канд. пед. наук. педагогическая наука и семейная жизнь при старом порядке. - Екатеринбург:

7 Изд-во Уральского университета, 2014.

8. Белая  К.Ю.,  Третьяков  П.И.  Дошкольное  образовательное  учреждение: управление по результатам. М., 2013.

9. Беличева С. А. Социально-педагогическая поддержка семей и детей груп-пы риска: межведомственный подход. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума Социальное здоровье России. 2012.

10. Битянова М.Г. Организация психологической работы в школе. – М., 2013.

11. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. М. , Владос, 2012.

12. Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе. М, 2013г.

13. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2013.

14.  Бывшева М.В. Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе социального познания: дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2012.

15. Веракса  Н.Е.,  Веракса  А.Н.  Дошкольная  педагогика  и  психология.

 

Во-вторых, действие любого фактора носит не прямой характер, а реализуется через целую цепь опосредствований, причём на разных этапах формирования дезадаптации мера патогенности каждого из факторов и его место в общей структуре нарушений не являются постоянными. В-третьих, становление картины школьной дезадаптации происходит не просто на фоне, а в неразрывной динамической связи с симптомами психического дизонтогенеза, что, однако, не даёт оснований для их отождествления, но диктует при этом необходимость анализа их соотношения в каждом конкретном случае [36].
Проблеме дезадаптации первоклассников в последние годы посвящено большое количество работ, в которых определяются еѐ виды (А.А. Северный; Н.Н. Сургаева, Н.Г. Милованова), изучаются психогенные формы (В.Е. Каган), предлагаются диагностические и коррекционные меры по предотвращению возникновения (Е.В. Шарапановская) и разработка основ единого комплексного подхода к предупреждению школьной дезадаптации (Н.В. Белякова). Если в 2000