Коррекционная работа по формированию атрибутивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
Введение
Речь – это одно из важнейших условий всестороннего, полноценного развития детей. Чем правильнее речь ребёнка и богаче его словарный запас, тем легче и свободнее ему высказывать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности и тем благоприятней происходит дальнейшее психическое развитие.
Лексическая строй речи, как отмечает О.С. Ушакова, – это сложная система взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц речи, служащих для называния предметов, их признаков, действий, состояний и т.д. Развитие лексического строя речи в целом занимает особое место в формировании речи дошкольников, так как напрямую взаимосвязано с формированием и совершенствованием высших психических функций (прежде всего, мышления), основных структурных компонентов речи, и даёт возможность ребёнку взаимодействовать с взрослыми людьми, сверстниками и познавать окружающую мир.
Особенностями овладения детьми лексической стороны речи (в частности, атрибутивным словарём) в онтогенезе заним
Оглавление
Введение 6
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 11
1.1. Понятие «лексикология», «лексема и лексика», «лексический строй речи» 11
1.2. Развитие атрибутивного словаря в онтогенезе 19
1.3. Особенности лексического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 28
1.4. Опыт формирования атрибутивного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 36
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Логопедическая работа по выявлению и формированию словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи 44
2.1. Методики обследования атрибутивного словарного запаса у дошкольников с ОНР 45
2.2. Программа развития атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР 56
2.3. Оценка эффективности коррекционной работы по формированию атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР 62
Выводы по второй главе 68
Заключение 70
Список литературы: 73
Приложения 77
Список литературы:
1. Аксёнова О.Ж., Баранова Н.Ю., Емец М.М., Самарина Л.В. Стандартные требования к организации деятельности службы раннего вмешательства. Санкт-Петербург, 2012.
2. Андриеш В. А. Словарь ребёнка 2-3 лет // Онтолингвистика: современное состояние и перспективы развития. – Спб., 2000.
3. Антонова, Е.В. Функциональные особенности семантической структуры слова у дошкольников с ОНР [Текст]/Е.В. Антонова. - СПб., 2011 – 211 с.
4. Бабенко Л.Г., Лексикология русского языка. – Учебник. Екатеринбург, 2011.
5. Боброва Л.В., Содержание методической работы по развитию связной речи младших школьников / Л.В. Боброва // Традиции и инновации в начальном образовании, 2017. – С. 41-44.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Альянс, 2020. - 255 с.
7. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - М.: Логос, 2018. - 528 с.
8. Виноградов, В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове / В.В.Виноградов. - М.: Высшая школа, 2006. - 639 с.
9. Выготский, Л.С. Лекции по психологии. Мышление и речь / Л.С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 432 с.
10. Выготский, Л.С. Развитие устной речи / Детская речь. - М., 2006.
11. Гвоздев А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребёнка. – СПб.: Питер, 2010. - 862 с.
12. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. (Дневник научных наблюдений). - СПб.: Питер, 2011. - 226 с.
13. Глухов, В.П. Психолингвистика: учебник и практикум для вузов / В.П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 419 с.
14. Жукова Н. С. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2006. – 320 с.
15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия. М., 2016.
16. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – М.: Златоуст, 2014. - 283 с.
17. Золотова, Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. 6-ое изд. / Г. А. Золотова – М.: УРСС, 2018. – 368 с.
18. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Синонимы. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2019, 120 с.
19. Коновалова С. Н. Особенности формирования словаря синонимов у дошкольников с общим недоразвитием речи различного генеза / Коновалова С. Н. // Логопед в детском саду. 2017. № 6-7. С. 5-7.
20. Кубрякова Е.С. Особенности речевой деятельности и проблемы внутреннего лексикона. Изд. стереотип. - 2020. 158 с.
21. Лаврентьева А.И. Эта
Седых Н.А. с своём труде «Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия» выделяет следующие направления в логопедической работе по формированию атрибутивного словарного запаса у детей дошкольного возраста: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова. Крайне важна работа по усвоению обобщающих слов, так как именно они в значительной степени обогащают речь ребёнка.
Работа над уточнением значения слова взаимосвязана с формированием у дошкольников представлений об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов, с работой по становлению лексической системы. В логопедической работе по обогащению словарного запаса особого внимания требует атрибутивный словарь. При работе важно учитывать последовательность появления существительных и прилагательных, фонетические особенности образования прилагательных.
Логопедическая раб