Коррекционная работа по формированию атрибутивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи

Скачать дипломную работу на тему: "Коррекционная работа по формированию атрибутивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи". В которой изучена эффективность проведённой работы по формированию атрибутивного словарного запаса у дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития). Разработаны методические рекомендации для воспитателей, педагогов и родителей по формированию атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития).
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
11.10.2025
Объем файла
3345 Кб
Количество страниц
105
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Речь – это одно из важнейших условий всестороннего, полноценного развития детей. Чем правильнее речь ребёнка и богаче его словарный запас, тем легче и свободнее ему высказывать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности и тем благоприятней происходит дальнейшее психическое развитие.
Лексическая строй речи, как отмечает О.С. Ушакова, – это сложная система взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц речи, служащих для называния предметов, их признаков, действий, состояний и т.д. Развитие лексического строя речи в целом занимает особое место в формировании речи дошкольников, так как напрямую взаимосвязано с формированием и совершенствованием высших психических функций (прежде всего, мышления), основных структурных компонентов речи, и даёт возможность ребёнку взаимодействовать с взрослыми людьми, сверстниками и познавать окружающую мир.
Особенностями овладения детьми лексической стороны речи (в частности, атрибутивным словарём) в онтогенезе заним

Оглавление

Введение 6

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 11

1.1. Понятие «лексикология», «лексема и лексика», «лексический строй речи» 11

1.2. Развитие атрибутивного словаря в онтогенезе 19

1.3. Особенности лексического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 28

1.4. Опыт формирования атрибутивного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 36

Выводы по первой главе 41

Глава 2. Логопедическая работа по выявлению и формированию словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи 44

2.1. Методики обследования атрибутивного словарного запаса у дошкольников с ОНР 45

2.2. Программа развития атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР 56

2.3. Оценка эффективности коррекционной работы по формированию атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР 62

Выводы по второй главе 68

Заключение 70

Список литературы: 73

Приложения 77

Список литературы:

1. Аксёнова О.Ж., Баранова Н.Ю., Емец М.М., Самарина Л.В. Стандартные требования к организации деятельности службы раннего вмешательства. Санкт-Петербург, 2012.

2. Андриеш В. А. Словарь ребёнка 2-3 лет // Онтолингвистика: современное состояние и перспективы развития. – Спб., 2000.

3. Антонова, Е.В. Функциональные особенности семантической структуры слова у дошкольников с ОНР [Текст]/Е.В. Антонова. - СПб., 2011 – 211 с.

4. Бабенко Л.Г., Лексикология русского языка. – Учебник. Екатеринбург, 2011.

5. Боброва Л.В., Содержание методической работы по развитию связной речи младших школьников / Л.В. Боброва // Традиции и инновации в начальном образовании, 2017. – С. 41-44.

6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Альянс, 2020. - 255 с.

7. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - М.: Логос, 2018. - 528 с.

8. Виноградов, В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове / В.В.Виноградов. - М.: Высшая школа, 2006. - 639 с.

9. Выготский, Л.С. Лекции по психологии. Мышление и речь / Л.С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 432 с.

10. Выготский, Л.С. Развитие устной речи / Детская речь. - М., 2006.

11. Гвоздев А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребёнка. –  СПб.: Питер, 2010. - 862 с.

12. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. (Дневник научных наблюдений). - СПб.: Питер, 2011. - 226 с.

13. Глухов, В.П. Психолингвистика: учебник и практикум для вузов / В.П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 419 с.

14. Жукова Н. С. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2006. – 320 с. 

15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия. М., 2016.

16. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – М.: Златоуст, 2014. - 283 с.

17. Золотова, Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. 6-ое изд. / Г. А. Золотова – М.: УРСС, 2018. – 368 с.

18. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Синонимы. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2019, 120 с.

19. Коновалова С. Н. Особенности формирования словаря синонимов у дошкольников с общим недоразвитием речи различного генеза / Коновалова С. Н. // Логопед в детском саду. 2017. № 6-7. С. 5-7.

20. Кубрякова Е.С. Особенности речевой деятельности и проблемы внутреннего лексикона. Изд. стереотип. - 2020. 158 с.

21. Лаврентьева А.И. Эта

Седых Н.А. с своём труде «Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия» выделяет следующие направления в логопедической работе по формированию атрибутивного словарного запаса у детей дошкольного возраста: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова. Крайне важна работа по усвоению обобщающих слов, так как именно они в значительной степени обогащают речь ребёнка.
Работа над уточнением значения слова взаимосвязана с формированием у дошкольников представлений об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов, с работой по становлению лексической системы. В логопедической работе по обогащению словарного запаса особого внимания требует атрибутивный словарь. При работе важно учитывать последовательность появления существительных и прилагательных, фонетические особенности образования прилагательных.
Логопедическая раб