Особенности орфографического самоконтроля у школьников с речевыми нарушениями
Введение
Актуальность исследования. Формирование орфографического письма у школьников является одной из серьезнейших задач обучения. Овладение детьми правильной письменной речью оказывает влияние на высшие психические функции. Он начинает мыслить более логично, последовательно обобщать, правильно излагать свои мысли. В письменной речи немаловажную роль играет навык самоконтроля.
Самоконтроль имеет большое значение, так как только контроль способствует формированию грамотного письма и правильной организации деятельности (Д.Б. Эльконин). Функция самоконтроля носит проверочный характер и заключается в установлении степени совпадения между эталоном и контролируемой составляющей.
В Стандарте общего начального образования самоконтроль учебной деятельности декларируется как универсальное учебное действие (УУД) в структуре формирования личностных психических новообразований ученика, одним из которых является феномен орфографической деятельности.
Все вышесказанное обуславливает актуал
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ У ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 6
1.1 ИЗУЧЕНИЕ ОСОЕННОСТЕЙ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ У ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ..6
1.2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 11
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ...………………………………………………………………………………………17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ У ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ..18
2.1 АНАЛИЗ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ 18
2.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 24
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Список литературы
1. Азова, О.И. Развитие орфографических навыков у младших школьников с ОНР/ О.И. Азова// Логопедия: методические традиции и новаторство/ Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. – Москва – Воронеж, 2021.- 658 с.
2. Азова, О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников/ О.И. Азова – Москва, 2020. – 215с.
3. Алгазина, Н.Н. Роль упражнений в формировании орфографических навыков/ Н.Н. Алгазина// Формирование орфографических навыков. – М.: Просвещение, 2019. – 502 с.
4. Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков/ Н.Н. Алгазина – М.: Просвещение, 2021. – 158с.
5. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии/ Д.Н. Богоявленский. – М., 2020.- 369 с.
6. Варганова, Л.Д. Орфографическое программирование как способ подготовки к формированию орфографической зоркости учащихся в нач.шк./ Л.Д. Варганова// Начальная школа. - №6 – 2021.- 587 с.
7. Вергелес, Г.И. Младший школьник: помоги ему учиться: Кн. для учителей и родителей/ Г.И. Вергелес, Л.А. Матвеева, А.И. Раев. – СПб: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена; Союз, 2021. – 157с.
8. Вислобокова, Н.С. Формирование навыков грамотного письма у учащихся начальных классов/ Н.С. Вислобокова. – Витебск, 2018. – 941 с.
9. Гапанович-Кайдалова, Е.В. Теоретические проблемы развития письменной речи/ Е.В. Гапанович-Кайдалова// Психология №3 2021.- 369 с.
10. Граник, Г.Г. Секреты орфографии/ Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 123с.
11. Гулецкая, Е.А. Формирование орфографической грамотности младших школьников на уроках русс
Например, непосредственным результатом некоторых поражений периферического речевого анализатора (артикуляторного аппарата) является ограниченная подвижность органов речи (в частности, в результате пареза лицевого нерва). Затруднения в артикулировании звуков речи вызывают различной степени недостатки произношения. Нечеткость артикуляции может привести к отставанию в овладении звуковым составом слова, а это, в свою очередь, к аграмматизмам в письменной речи. Кроме того, нечеткость артикулирования (плохое произношение) приводит к ограничению речевой активности. Ребенок, боясь насмешек окружающих, ограничивает круг своего речевого общения, что, естественно, ведет к снижению активного и пассивного словарного запаса [6, с.99-100].
Принцип системного подхода отражает сложную структуру речевой функции, включающую звуковую (фонетическую), произносительную сторону речи, фонематические (смыслоразличительные) процесс