Особенности навыков письма у младших школьников с умственной отсталостью

Скачать курсовую работу на тему: "Особенности навыков письма у младших школьников с умственной отсталостью". В которой рассмотрены характеристики навыка письма у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи; Проанализированы особенности овладением письмом у младших школьников с ТНР.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
10.10.2025
Объем файла
4482 Кб
Количество страниц
26
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
520 руб.
650 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Проблема изучения особенностей навыков письма у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) на уровне начальной школы является центральным звеном в овладении знаниями. В течение многих лет расстройства письма у учащихся с умственной отсталостью изучали: А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, И. Н. Садовникова и др. [11,15,28] Сложность овладения навыком письма, а также отсутствие методических рекомендаций позволяют считать данную проблему актуальной.
Актуальность темы. В последние десятилетия увеличилось количество детей-инвалидов, что связано с воздействием негативных факторов внешней среды на развитие ребенка в пренатальном и постнатальном периоде. Вышеперечисленное становится основой для развития умственной отсталости, что приводит к социальной дезадаптации у ребенка.
Во-вторых, при умственной отсталости наблюдается недоразвитие познавательной деятельности и высших психических функций (памяти, мышления, восприятия и др.). Их сла

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

1 Теоретическое обоснование особенности навыка письма у младших школьников с дёгкой умственной отсталостью...................................................5

1.1 Особенности формирования навыков письма у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)..........................................................................................................5

1.2 Особенности письма у младших школьников с умственной отсталостью..............................................................................................................8

1.3 Подходы к изучению особенностей навыков письма у младших школьников с умственной отсталостью..............................................................10

1.4 Методические аспекты обучения письму у младших школьников с умственной отсталостью...................................................................................12

2 Изучение сформированности навыка письма у младших школьников с умственной отсталостью.............................................................16

2.1 Методика констатирующего эксперимента...................................16

2.2 Программа экспериментального обучения....................................18

Заключение..................................................................................................23

Список использованной литературы........................................................25

Приложения.................................................................................................28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. / А.К. Аксенова. – М.: Просвещение, 2014. – 160 с. 

2 Ахутина Т. В. Иншакова О. Б. Нейропсихологическая диагностика. – М.: Секачев, 2016. – 153 с.

3 Ахутина Т.В. Hейpoпсихoлoгическая диaгнoстикa. Обследование письма и чтения младших школьников: сб. методических рекомендаций. СПб.; М.: Национальный книжный центр, 2008. 128 с.

4 Брюховских Л.А. Некоторые подходы к разработке алгоритма комплексной диагностики как основы психолого-медико-педагогического сопровождения школьников с речевой патологией в процессе инклюзии //Современная наука. Актуальные проблемы науки и образования, ноябрь декабрь, 2014г., с.25-28

5 Вайзман, Н.П. Психомоторика детей-олигофренов [Текст] / Н.П. Вайзман. – М.: Педагогика, 1976. – 104 с. 

6 Воронкова, В.В. Повышение эффективности обучения учащихся младших классов вспомогательной школы. / В.В. Воронкова – М.: Просвещение, 2011. – 245 с. 

7 Выготский,Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский М: Просвещение, 1995. - 527 с. 

8 Грибова О. Е Технология организации логопедического обследования: методическое пособие. М.:Айрис-пресс,2005. 96 с. 

9 Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 232 с. 

10 Жуковская Л. К., Шипова Л. В. Типология ошибок в письменных работах подростков с легкой умственной отсталостью // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. No11-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-oshibok-v-pismennyh-rabotah-podrostkov-s-legkoy-umstvennoy-otstalostyu 

11 Каштанова С. Н., Радостина Т. А. О коррекции смешанной дисграфии у умственно отсталых младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-3. С. 122-124. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-korrektsii-smeshannoy-disgrafii-u-umstvenno-otstalyh-mladshih-shkolnikov 

12 Кирнос А. С. Особенности ра

Подходы к изучению особенностей навыков письма у младших школьников с умственной отсталостью
В исследованиях Г. Н. Рахмаковой, Э. И. Скиотиса, Л. Ф. Спировой были выявлены низкие показатели сформированности письма у учащихся. Авторы выявили проблемы недостаточной сформированности мелкой моторики руки: отсутствие умения писать буквы слитно, то есть с использованием двигательных элементов по строгому алгоритму; отсутствие умения соединять три вида букв в слове [26,30,31].
Л. В. Занкова предположила, что обучающемуся с умственной отсталостью может быть трудно сконцентрироваться на последовательности ряда операций при открытии нового дела. Его может беспокоить беспокойство, слабая моторика рук; несоответствие движений рук [10].
По данным исследования И. А. Грошенкова, двигательные трудности у учащихся с психическими расстройствами, задержки в выполнении работы