Возможности использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Для активного познания мира всегда использовалось творческое осмысление. В рамках дошкольного образования использование различных видов творческих способностей является достаточно важным направлением, так как позволяет обеспечить художественно-эстетическое развитие ребенка, его социально-нравственных основ, а также патриотического воспитания. Необходимо учитывать тот факт, что виды творческих способностей являются достаточно разнообразны – это графика, живопись и т.д.
Нельзя рассматривать развитие творческих способностей дошкольников вне данного процесса. Как показывает современная педагогическая практика, сегодня просто необходимы дополнительны технологии работы педагогов с детьми. Стоит учитывать тот факт, что свобода творческого выражения дошкольников устанавливается не только за счет образных представлений, но и в стремлениях овладеть средствами изображения.
Для свободы творческого выражения дошкольника характерны не только образные представления, но и наличие желан
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ 6
1.1 Основные направления психолого- педагогической работы с дошкольниками 6
1.2 Рисование как метод психолого-педагогической работы с дошкольниками 12
1.3 Технологии нетрадиционных техник рисования 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ РИСОВАНИЯ 28
2.1. Диагностика уровня развития творческих способностей у детей дошкольного возраста 28
2.2. Разработка комплекса мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования 35
2.3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования на контрольном этапе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в детском саду – М.: ИП Лакоценина,2014 – 68с.
2. Анучина Н.А. Таланты детей – на кончиках их пальцев.- // Ребенок в детском саду. – 2006. - №2. – С.45-48.
3. Батеева З.А. Развитие ручной умелости у дошкольников –М.: Аркти, 2005
4. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами –М.,2009
5. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - АСТ, Астрель,2007
6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности –М.:Медицина,1966
7. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека .-М., Воронеж, 1997
8. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция нарушений мелкой моторики у детей. Учеб. пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
9. Выготский Л. С. Избранные психологические произведения – СПб.: Питер,2004- 306с.
10. Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 2003.
11. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. [Текст]/ Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. – М.: Гном и Д, 2005.
12. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников СПБ.: Детство –Пресс,2007
13. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М.: Скрипторий,2007
14. Доронова, Т. Н. Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет (часть 1) / Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С.12-19.
15. Дошкольная педагогика с методиками / Под ред. В.Г.Гогоберидзе – СПб.: Питер, 2015 -464 с.
16. Дошкольная педагогика / Под ред. Н.В.Микляевой – М.:Юрайт, 2012 -433с.
17. Дубровская Н.В. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.
18. Жидких Н.В. Дидактические игры из нетрадиционного материала как средство развития цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс ]// http://nsportal.ru/zhidkikh-natalya-vladimirovna
19. Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка: учебно-методическое пособие. – СПб: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 272 с.
20. Ильина А.В. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - №2
21. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения. – СПб.: Дельта, 2001 – 159 с.
22. Киселева В. Развитие тонкой моторики. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 65-69.
Рисование необходимо рассматривать в качестве вида изобразительной деятельности, который позволяет за счет образов отражать окружающую действительность. Сегодня для детей дошкольного возраста рисование воспринимается в качестве одного из наиболее интересных видов деятельности. Во многом это обусловлено тем, что уже в достаточно раннем образе ребенок стремится к тому, чтобы выразить впечатления, которые он получает. В большинстве случаев детям нравится рисовать. Посредством рисования им удается передать то, что их волнует, вызывает интерес и т.д. Стоит учитывать тот факт, что за счет рисования обеспечивается всестороннее развитие дошкольника.
Стоит отметить тот факт, что сегодня рисование рассматривается с позиции достаточно интересного вида деятельности для дошкольников. Именно посредством рисования представляется возможным отражение ребенком своего отношение к окружающему миру. Помимо этого, рисование положительно сказывается и на эстетическом воспитании детей, что весьма важно. Еще в древности существовало представление о том, что рисование оказывается положительное воздействие на процесс образования, а также воспитания ребенка .
Детство необходимо рассматривать в качестве достаточно важно периода жизни. Во многом это обусловлено тем, что детский мир ребенка является особенным. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование основ для всестороннего развития ребенка, раскрывается его творческий потенциал, а также формируются