Исследование синдрома профессионального выгорания
Введение
Интенсивное социальное, экономическое и культурное развитие современного общества существенно повышает требования, предъявляемые к школе, основной целью которой является стороннее развитие личности ребенка. Главным фактором развития ребенка, активно самореализующегося в дальнейшей жизни, является личность самого учителя, от эффективности деятельности которого во многом зависит будущее всего общества. Забота о физическом, психическом и духовном здоровье учителя, о развитии его индивидуальности напрямую связана с ростом его профессионального мастерства, с эффективностью его работы по выполнению социального заказа общества. Особенностью педагогической деятельности является высокая эмоциональная напряженность. Повторение ситуаций профессиональных стрессов приводит к ослаблению нервной системы педагогов, эмоциональных срывов, нервно–психических заболеваний. В связи с этим в своей повседневной работе педагог постоянно сталкивается с необходимостью управления эмоциональными состоя
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………3
Глава 1. Социально-психологические факторы, влияющие на формирование синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности учителя………………………………………………………………………………..5
1.1. Определение и понятие синдрома эмоционального выгорания…………5
1.2. Исторические аспекты развития феномена «эмоционального выгорания»…………………………………………………………………….6
1.3. Психологические условия педагогической деятельности учителя………11
1.4. Факторы, инициирующие возникновение эмоционального выгорания педагогов……………………………………………………………………..13
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………18
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических факторов, влияющих на формирование синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности учителя………………………………………...18
2.1. Описание групп испытуемых и методов исследования…………………18
2.2. Результаты исследования…………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..24
Список использованной литературы
1. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других/ В. B. Бойко— М.: Наука, 1996. — 472 с.
2. Водопьянова, Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек» / Н.Е. Водопьянова / Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности ; под ред. Г.С. Никифорова и др. - СПб.: Питер, 2001.-312 с.
3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова — Спб.: Питер, 2005 г. — 336 с.
4. Джемс, У. Психология / У. Джемс; перевод, под ред. Л.А. Петровской. — М.: Педагогика, 1991. — 367 с.
5. Жеглова, К. Ю. Теоретический анализ аспектов исследования динамики психического выгорания / Жеглова, К. Ю. / Социальная психология XXI столетия.; под ред. В.В. Козлова. — Ярославль, 2004. — Том 1. — С. 227-229.
6. Казарина, В.В. Преодоление личностно-профессиональных деформаций учителя через его включение в инновационную деятельность / В.В. Казарина. // Методист. 2010.№6.с 2-5.
7. Орел, В. Е. Исследование феномена "психического выгорания" в отечественной и зарубежной психологии / В. Е. Орел / Проблемы общей и организационной психологии. —Ярославль, 1999. — С. 76-88.
8. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гума
Согласно В.В. Бойко, нравственная дезориентация проявляется в склонности к разделению людей на «плохих» и «хороших» без достаточных для этого оснований, предвзятом, либо индифферентном отношении к ним.
По мнению М.В. Агаповой, внешние факторы являются необходимыми для развития эмоционального выгорания, внутренние - обязательными.
К настоящему времени в отечественной психологии делаются попытки рассмотрения причин возникновения у профессионалов феномена выгорания с позиций системного подхода. В. Е. Орел, в частности, указывает на возможность развития синдрома психического выгорания как своеобразной интегративной реакции на дезадаптацию субъекта к профессиональной среде. При этом личностным детерминантам отводится ведущая роль в формировании данного феномена. В исследовании он установил, что как провоцирующий («катализаторы»), так и стабилизирующи