Взаимосвязь рефлексии и компонентов кризисных переживаний педагогов дошкольной образовательной организации
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире ступень дошкольного образования представляет собой структурированную часть социального института, которая имеет свои цели, задачи, средства и методическое обеспечение.
В силу открытости образования требования к качеству профессиональной деятельности педагога дошкольного образования усиливается, а во – вторых, педагоги все больше испытывают потребность в стремлении к профессиональному успеху. Важной характеристикой современного педагога дошкольника становится способность находить решения социально и профессионально значимых проблем, а также быть субъектом своего профессионального развития, преодолевать профессиональные трудности.
Педагог помогает дошкольнику войти в социум, раскрыть его возможности, целенаправленно повлиять на его развитие, осуществляя помощь в становлении его собственного «Я». Особенности профессиональной деятельности дошкольника влияют на личность педагога, который ее реализует.
В то же время, для педагогов дошкольников на фоне
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ РЕФЛЕКСИИ И КРИЗИСОВ 7
1. 1. Подходы к изучению феномена «Рефлексия» в психологии 7
1.2. Рефлексия как способ переживания кризисных состояний личности педагога 14
1.3. Понятие «Кризис» в отечественной и зарубежной психологии 19
1.4. Феноменология кризисных явлений и классификация кризисов 25
1.5. Кризисные переживания педагога дошкольного образования в профессиональной деятельности 33
Выводы по главе 1 37
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РЕФЛЕКСИИ И КОМПОНЕНТОВ КРИЗИСНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ 39
2.1. Описание выборки 39
2.2. Характеристика методов исследования 40
2.3. Результаты исследования 47
2.3.1. Результаты описательной статистики 47
2.3.2. Результаты сравнительного анализа 58
2.3.3. Результаты корреляционного анализа 67
Выводы по главе 2 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 116
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых /
Б.Г. Ананьев. Психология развития. СПб.: Питер, 2001. 512 с. С. 298 – 329.
2. Амбрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика / А.Г. Амбрумова // Психологический журнал. 1985. № 6, С. 107–115.
3. Алиева Т.М. О необходимости формирования рефлексивных способностей воспитателей ДОУ / Т.М. Алиева // Гаудеамус. 2016. №2, С. 118 – 122.
4. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности. Автореферат диссертации… кандидата психологических наук. Москва. 1994. 19 с.
5. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: учеб. пособие / Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.
6. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. М.: МГУ, 1984. 200 с.
7. Выготский Л.С. Биогенетический подход в психологии и педагогике / Л.С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии. Ч. 1 / под ред.
О.А. Карабановой, А.И. Подольского, Г.В. Бурменской. М.: МГУ, 1999.
315 с.
8. Гасанова Д.И. Актуальность рефлексивного подхода подготовки педагога к профессиональной деятельности / Д.И. Гасанова // Известия ДГПУ. Психолого –педагогические науки. 2015. №2 (23), С. 35-38.
9. Головей Л.А., Манукян В.Р., Петраш М.Д. Соотношение возрастных
и профессиональных кризисов в развитии взрослого человека / Л.А. Головей, В.Р. Манукян, М.Д. Петраш // Акмеология. 2009. № 4(32), С. 31–39.
10. Горелова Г. Г. Кризисы личности и педагогическая профессия : учеб. – метод. пособие / Г.Г. Горелова. М.: Моск. психол. соц. ин-т, 2004.
319 с.
11. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности / Л.П. Гримак. М.: Политиздат, 2015. 319 с.
12. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти / С. Гроф, Дж. Хэлифакс. М.: Трансперсональный ин–т., 1996. 244 с.
13. Гуткина Н.И. Личностная рефлексия: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва. 1983. 175 с.
14. Деева Н.А. Рефлексивные механизмы переживания кризиса и ценностно – смысловой сферы: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Омск. 2005. 187 с.
15. Деева Н.А. Рефлексивные механизмы самопонимания / Н.А. Деева // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества: Научное издание. Кемерово. Комплекс «Графика». 2002. №6, 308 с. С.123 – 124.
16. Деева Н.А., Шаров А.С. Роль рефлексии в процессе самопонимания. Социальная работа с молодежью: психологические и социально – педагогические аспекты // Материалы пятой региональной студенческой конференции факультета психологии и педагогики ОмГПУ. Омск: ОмГПУ, 2003. С. 29 – 30.
17. Деркунская В.А. Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования: ретроспективный и современный анализ требований // Материалы международной научно–практической конференции «Профессиональная деятельность педагога в условиях преемственности дошкольного и начального общего образования». Москва. 16 – 17 февраля
2017 г. С. 100 – 105.
Биографическая рефлексия – вид рефлексии, проявляющейся в осознании и анализе жизненного пути. Высокие баллы характеризуют человека, способного использовать результаты анализа событий и фаз своей жизни как возможности саморазвития, обретения смысла жизни.
Рефлексия своей жизни характеризует углубленность в анализ переживания жизни, внимание к экзистенциальному опыту. Субъект находится в «рефлексивной» позиции, используя рефлексию как способ отношения к жизни.
Рефлексия жизни другого характеризует анализ «модели» жизни, доступной в условиях трансляции культуры. Субъект находится в «надрефлексивной» позиции по отношению к системе жизненного пути.
Шкала личностной составляющей. Баллы по этой шкале отражают оценку осмысленности жизни испытуемого, наличие или отсутствие осознаваемых смыслов событий жизни и жизненных задач, степени собств