Эффективность использования методов формирования адекватной самооценки детей младшего школьного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Психологическое обличие каждого человека очень множественн и определяется разными способами такими как : врожденными , принятыми в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрывается следующее: оригинальность личности, ее способности, предпочитаемая сфера деятельности. Способность понимать свой сложный ментальный мир позволяет легче решать сложные жизненные проблемы, вступать в общение с людьми. Человек, зная о своих положительных и отрицательных свойствах, может использовать плюсы, чтобы нивелировать минусы, прогнозировать и регулировать свое поведение, а также более сознательно анализировать поведение и психические свойства другого человека..Важность темы обуславливается тем, что самооценка представляет собой сложный по своей психологической природе феномен.
Проблема формирования и развития самооценки младших школьников приобрела важное значение в настоящее время.
Младший школьный возраст - важный п
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 5
1. 1. Смысл понятия «самооценка» в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте 18
1.3. Методы и приемы формирования самооценки младших школьников в процессе обучения 29
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Диагностика самооценки личности младших школьников 38
2.2. Методические рекомендации работы по формированию самооценки младших школьников в педагогическом процессе начальной школы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Приложение 1 56
Приложение 2 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аверин, В. А. Психология детства: учеб. пособие / В. А. Аверин, А. А. Реан. – Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова В. А., 1998. - 379 с.
2.Ананьев, Б.Г. Человек, как предмет познания: монография / Б.Г. Ананьев. –Санкт-Петербург: Питер, 1978. - 209 с.
3.Аспер, К. Внутренний ребёнок и самооценка: учеб. пособие / К. Аспер. – Москва: Добросвет, 2008. - 365 с.
4.Божович, Л. И. Личность и ее формированﮦие в детском возрасте: монография / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург : Питерﮦ, 2007. - 46 с.
5.Бороздинﮦа, Л. В. Что такое самооценка? / Л. В. Борﮦоздинﮦа // Психологический журнал. – 2000. - № 2. – С. 7-12.
6.Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Нﮦ. Ю. Борякова. – Москва : Астрﮦель, 2008. – 214 с.
7.Гамезо, М. В. Возрﮦастнﮦая и педагогическая психология : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова. – Москва : Педагогическое общество Рﮦоссии, 2008. – 154 с.
8.Емельянова, М. Н. Подвижнﮦые игры как средство формирования самооценки / М. Н. Емельянова // Рﮦебенок в детском саду. - 2007. - № 4. - С.29-33.
9.Зак, А. 3. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников / А. З. Зак // Вопросы психологии. - 1978. - № 2. – С. 102–110.
10.Захарова, А.В. Психология формирования самооценки : монография / А.В. Захарова. - Москва: Минск,2003. - 307 с.
11.Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. Н. Каменская. - Москва : Феникс, 2008. - 252 с.
12.Каракулина, Т.А. Формирование самооценки младших школьников в условиях современного учебного процесса : монография / Т.А. Каракулина. –Москва : Москва, 1998. - 208 с.
13.Касицина, Н. Ю. Тактики педагогической поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика : монография / Н. Ю. Касицина, С. Т. Юсфин. – Москва : Агенство обрﮦазовательного сотрудничества, 2010. – 145 с.
14.Квинн, В. П
По мнению Т.В.Костяк, это некий уровень тревожности, определенное количество страха, естественная и неотъемлемая черта человеческой деятельности. У каждого свой оптимальный или желаемый уровень страха - это так называемый полезный страх. Для него оценка состояния человека является неотъемлемой частью самоконтроля и самообразования. Однако повышенный уровень страха является субъективным проявлением дисфункции человека. Проявления страха в разных ситуациях не одинаковы. В некоторых случаях люди, как правило, испытывают беспокойство в любое время и в любом месте, а в других они испытывают страх только время от времени, в зависимости от обстоятельств.
Поведение очень тревожных детей младшего школьного возраста в деятельности, направленной на успех, имеет следующие характеристики:
-высокотревожные дети эмоционально острее реагируют на сообщения о неудаче, чем низкотревожные;
-высокотревожные дети работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отв