Социально-педагогические методы профилактики девиантного поведения подростков из центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей
Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, получило широкое распространение в последние годы, осознается социологами, психологами, социальными педагогами, медицинскими работниками и правоохранительными органами как очень острая проблема.
Количество детей с девиантным поведением имеет тенденцию к увеличению с каждым годом. Причинами, послужившими проявлению девиантного поведения в подростковой среде являются политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность в обществе, рост влияния массовой культуры, псевдокультуры, изменение содержания ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие поведенческого контроля, чрезмерная занятость родителей и катастрофический рост числа разводов. Все это подрывает уверенность детей в себе, их напористость в важных ситуациях, а также чувство одиночества и незащищенности.
По мнению Н.К. Баклановой в последние годы в Рос
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Профилактика девиантного поведения подростков из центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей как направление социально-педагогической работы 7
1.1. Девиантное поведение подростков: трактовка понятия в социально-педагогической теории 7
1.2. Причины и факторы девиантного поведения подростков 12
1.3. Гендерно-возрастные особенности подростков с девиантным поведением из центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей 15
1.4. Профилактика девиантного поведения подростков из центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей: сущность, задачи, виды 21
Глава 2. Методические аспекты социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков из центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей 22
2.1. Социально-педагогической методы, формы и средства профилактики девиантного поведения подростков из центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей 22
2.2. Особенности осуществления социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков из центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей 25
Заключение 31
Список литературы 34
Список литературы
1. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. П. Авдулова; УМО высш. образования. – Москва: Юрайт, 2017. – 394 с.
2. Бакланова, Н. К. Девиантное поведение подростков: основы профилактики / Н. К. Бакланова, Д. А. Потапов, К. В. Бакланов // Наука и школа: общероссийский научный журнал по педагогике, психологии, истории / гл. ред. В. П. Дронов; учред. Московский педагогический государственный университет. – Москва: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2018. – № 4. – С. 82 – 86.
3. Бубнова, И. С. Социально-педагогическое сопровождение как средство профилактики девиантного поведения у подростков из многодетных семей / И. С. Бубнова, В. И. Рерке // Педагогический имидж. – 2019. – Т. 13. – № 2 (43). – С. 202 – 212.
4. Власова, Т. И. Социальная педагогика: содержание социализации и методики преодоления девиантного поведения / Т. И. Власова. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 111 с.
5. Воробьева, К. А. Особенности взаимоотношений в семье как фактор формирования девиантного поведения подростков / К. А. Воробьева // Семья и личность: проблемы взаимодействия. – 2019. – № 13. – С. 19 – 26.
6. Вяткин, А. П. Психологическая коррекция подростков с разной степенью девиантности / А. П. Вяткин, Л. В. Каширина, В. А. Терехова. – Текст: непосредственный // Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 2. – С. 102 – 106.
7. Гатальский, В. Д. Девиантное поведение как социально – культурный феномен и предмет педагогики / В. Д. Гатальский // Научное 10 мнение: педагогические, психологические и философские науки / гл. ред. В. В. Лаптев; Некоммерческое партнерство ученых, преподавателей и учреждений высшего профессионального образования «СанктПетербургский университетский консорциум». – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университетский консорциум, 2016. – № 13. – С. 38 – 45.
8. Гиенко, Л. Н. Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения: учебное пособие / Л. Н. Гиенко; Алтайский государственный педагогический университет. – Барнаул: АлтГПУ, 2020. – 103 с.
9. Дементий, Л. И. Социально-психологические и личностные факторы риска девиантного поведения / Л. И. Дементий, В. Е. Купченко, М. В. Криворучко; под общ. ред. Л. И. Дементий; Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского. – Омск: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 2018. – 206 с.
10. Дорошенко, О. М. Проблемы и противоречия вопросов возникновения девиантного поведения несовершеннолетних / О. М. Дорошенко, Н. Б. Нижниченко, О. Л. Мироненкова // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. – 2019. – № 2. – С. 17 – 23.
11. Дудин, М. Н. Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением / М. Н. Дудин, Е. Е. Фролова // Педагогика. – 2017. – № 6. – С. 45 – 53.
12. Дудкина, Е. И. Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания девиантных подростков / Е. И. Дудкина // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. – 2020. – № 6– 3. 11 – С. 116 – 121.
13. Екимова, В. И. Формирование конструктивных коппинг-стратегий родителей подростков-правонарушителей / В. И. Екимова [и др.] // Психология обучения. – 2017. – № 12. – С. 116
Если подростки не получают своевременной социальной и образовательной поддержки, девиантное поведение может перекинуться на их дальнейшее взаимодействие после выхода из детского дома [18, c.63-67].
Девиантное поведение может вызвать серьезные проблемы в развитии личности подростка, поэтому меры социального воспитания по предотвращению девиантного поведения подростков предполагают создание социальной среды, способствующей развитию отношений подростков с окружающими. Основными аспектами профилактики девиантного поведения являются: ранняя диагностика детей группы риска; консультативно-оценочная работа с педагогами и воспитателями; использование воспитательного потенциала среды, работа с контактными группами несовершеннолетних; организация коррекционно-реабилитационных мероприятий, соответствующих уровню девиантного поведения, с привлечением необходимых специалистов, с использованием специализированных учреждений, центров и служб; разработка и внедрение цел