Военная лексика и ее функции в поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин"
Введение
Александр Трифонович Твардовский (1910–1971 гг.) – известный советский писатель, поэт, лауреат различных премий (Ленинской, Сталинской, Государственной премии СССР), уроженец Смоленской губернии. Любовь к литературе прививалась автору с раннего детства. Отец часто читал вслух произведения Пушкина, Гоголя, Толстого, Никитина и других известных писателей. Первые произведения были написаны Твардовским в 14 лет.
Поэма «Василий Теркин» - центральное произведение выдающегося русского советского поэта Александра Трифоновича Твардовского. Замысел большой поэмы о солдате, появился у Твардовского под впечатлением Финской войны. Имя главного персонажа поэмы родилось в редколлегии ленинградской газеты «На страже Родины». Вася Теркин - первоначально лубочный персонаж «уголка юмора» газеты, герой небольших фельетонов. Однако спустя некоторое время, герой «вырос» из размера небольших стихов, и Твардовский задумал создать произведение, своим масштабом более подходящее персонажу - поэму
Содержание
Введение 3
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕКСИЧЕСКОГО СОСТАВА ПОЭМЫ А.Т. ТВАРДОВСКОГО «ВАСИЛИЙ ТЁРКИН» 9
1.1 История создания поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» 9
1.2 Лексика в системе языка и в художественном тексте 13
1.3 Лексический состав поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» 21
1.4 Выводы по Главе 1 34
Глава II. ТЕМАТИЧЕСКАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЕННОЙ ЛЕКСИКИ В ПОЭМЕ А.Т. ТВАРДОВСКОГО «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН» 37
2.1 Определение понятия «военная лексика» 37
2.2 Основные тематические группы терминологической и нетерминологической военной лексики поэмы «Василий Теркин» 40
2.3 Частеречная характеристика военной лексики 67
2.4 Способы словообразования военной лексики 70
2.5 Частотность употребления военной лексики в поэме 73
А.Т. Твардовского «Василий Теркин» 73
2.6 Военная лексика в системе образных средств поэмы 77
2.7 Основные функции военной лексики в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» 83
2.8 Выводы по Главе II 85
Заключение 88
Список литературы 92
Список литературы
2. Арутюнова Н.Д. «Логический анализ языка: Культурные концепты.» М.: Наука, 1991.
3. Ангелова М.М. "Концепт" в современной лингвокультурологии / М.М. Ангелова // Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сборник научных трудов. Выпуск 3. - М., 2004. - С. 3-10.
4. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1997.С.267-279
5. Бессонова Л.П. Фольклорные традиции в эпической поэзии А. Т. Твардовского : дис. ... канд. филол. наук : Майкоп, 2006, 180 с.
6. Буртин Ю. Г. Комментарий к поэме «Василий Теркин» // Твардовский А. Т. Собр. Соч. в 6 тт. Т. 2. – М.: Художественная литература, 1977.
7. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. «Человеческое слово могуче…» – М.:Просвещение 1984.
8. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языка. М., 1999.С.293
9. Воспоминания об А. Твардовском. Сборник / составитель Твардовская М.И. – М.: - Советский писатель, 1982.
10. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2011.
11. Головня М.В. Средства выражения оценки в поэтическом языке А. Т. Твардовского: автореф. … дис. канд. филол. наук: Москва, 2010. - 24 с.
12. Гришунин А.Л. «Василий Теркин» Александра Твардовского – М.: Наука, 1987.
13. Девина О.В. Авторская модальность в произведениях А. Т. Твардовского: автореф. дис. канд. филол. наук: Калининград, 2012. - 24 с.
14. Демидович Т. В. Семантико-стилистический и лингвокультурологический аспекты изучения военной лексики: на материале художественной литературы о Великой Отечественной войне: Дис. ... канд. филол. наук. – Волгоград, 2015.
15. История русской советской литературы /Под ред. П. Выходцева.-М., 1970.
16. Лихачев Д.С. Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991.С.280-287
17. Македонов А. В. Твардовский путь Твардовского.- М.: Художественная литература, 1981.
18. Минералова И.Г. Основы филологической работы с текстом. Анализ художественного произведения: учебное пособие для вузов.
19. Меркин Г.С. Семантическое поле слова «вода» в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»// Культура. Филология. Методика. – Вып. 3, СГПУ, Смоленск, 2005
20. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Аксиологическая картина мира в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» // Культура и письменность славянского мира. Сборник материалов научной конференции 24 мая 2003 г. Т. 3. Смоленск, 2004. С. 130-138.»
21. Муравьев А.Н. Творчество А.Т. Твардовского.
Но, к разочарованию читателей, автор уверенно и однозначно заявляет, что тот Теркин, который описан в поэме - полностью вымышленный персонаж, плод писательской фантазии и воображения. Единственное, что отмечает автор, что этот образ собирательный, в нем есть черты, которые наблюдаются у многих людей. Возможно, что читатели даже встречали похожего человека. Но по твердому заверению Твардовского, ни одного из встречаемых людей он не взял за основу, прототип веселого бойца – Василия Теркина [Твардовский, 1980].
В известной статье «Как был написан «Василий Теркин» (Ответ читателям)» (1951 - 1956) заслуживает особого внимания признание поэта в том, что работа над поэмой приносила ощущение «истинного счастья» и чувство «полной свободы со стихом и словом». Данными высказываниями автор подчеркивает, что если бы ему не пришлось побывать на войне, он так бы и остался поэтом «Смоленской школы», так и не произошло бы его «освобождения от страха», от «запрета на мысли». Твардовский писал М. В. Исаковскому о том, что армия останется одной из его главных тем на всю жизнь. В этом поэт не ошибся.
Ю.Буртин, активный автор «Нового мира» времен Твардовского, одним из первых написал об отсутствии в «Книге про бойца» каких-либо эстетических или идеологических штампов. Он оценивал поэму как внеполитическое произведение, в котором нет ни вождя, ни партии. Абсолютно отсутствуют все политические понятия: коммунизм, социализм и т.п. На протяжении всего повествования не встретишь даже намека на то, что война идет в защиту общественного строя, под каким-то идеологическим знаменем, а именно поэтому она священна и справедлива. Но при этом поэма пропитана духом неотвратимой победы! [Буртин, 1977].
Писатели - фронтовики были сообща с борющимся народом и чувствовали себя «окопными поэтами», а вся военная литература в целом, была «голосом героической души народа» [Выходцев, 1970].
Таким образом, появление «Книги про бойца» было вызвано желанием поэта внести свой вклад