Художественный мир рассказов Т. Уильямса

Цель исследования: описание художественного мира рассказов Т. Уильямса как целостной системы, стабильной в своих параметрах, но подвергающейся постоянному осмыслению на протяжении всего творчества писателя
Author image
Timur
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
23.10.2022
Объем файла
786 Кб
Количество страниц
194
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3360 руб.
4200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Творчество каждого писателя отражает его собственную картину мира, связывающую все произведения в единый универсальный текст, базирующийся на аксиологических и онтологических представлениях автора. Изучение художественного мира писателя позволяет раскрыть и описать как систему различные стороны писательского творчества, выявить особенности художественного времени и пространства (хронотопа), преобладающие цвета и материалы, «ведущие» органы восприятия и в то же время дает возможность широкого исследования авторской философии, мифологического, культурного, национального, биографического контекста, эстетических предпочтений писателя, влияния на его творчество произведений других авторов и других видов искусств. Изучение художественного мира затрагивает и аксиологический аспект, поскольку произведения конкретного автора рассматриваются, в том числе, и через универсальные аксиологические категории Добра и Зла, Истины, Красоты, Блага и т. п. Как следствие, изучение художественного мира писателя можно считать одним из наиболее универсальных и перспективных направлений литературоведческого анализа.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I Художественный мир рассказов Т. Уильямса как литературоведческая проблема 26

1.1. Становление понятия «художественный мир» в литературоведении. Методы анализа художественного мира писателя 26

1.2. Онтологическая поэтика как метод целостного изучения художественного мира писателя 48

1.3. Биографические и эстетические основы художественного мира Т. Уильямса 59

1.4. Художественный мир рассказа Т. Уильямса «Мисс Койнт из Грина» как объект целостного анализа 76

ГЛАВА II Константы художественного мира рассказов Т. Уильямса: связи и оппозиции 86

2.1. Структура художественного мира Т. Уильямса 86

2.2. Визуально-пространственное в новеллистике Т. Уильямса 104

2.3. Эстетические контексты аудиальных образов в художественном мире рассказов Т. Уильямса 115

ГЛАВА III Человек в художественном мире рассказов Т. Уильямса 129

3.1. Гендерно-витальное в рассказах Т. Уильямса 129

3.2. Функции категорий тела и телесности в творчестве Т. Уильямса 142

3.3. Человек – Ангел: христианские образы в художественном мире рассказов Т. Уильямса 154

3.4. Человек – Зверь: бестиарные образы в рассказах Т. Уильямса 169

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 185

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 195

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Художественные тексты, письма, дневники изучаемого автора

1. Уильямс Т. Желание и чернокожий массажист : [Пьесы и рассказы] / Теннесси Уильямс ; пер. с англ. [и предисл.] В. Л. Денисова ; вступ. слово Р. Г. Виктюка ; [худож. Г. А. Семёнова]. – Москва : Прогресс : Гамма, 1993. – 318, [1] с. : ил. – ISBN 5-01-004007-7 (В пер.) : Б. ц. 

2. Уильямс Т. Кошка на раскалённой крыше : Пьесы, роман, рассказы / Теннесси Уильямс ; [пер. с англ. Г. Злобина и др.]. – Москва : ЭКСМО, 2003 (ОАО Можайский полигр. комб.). – 478, [1] с. – (Двадцатый век). – ISBN 5-699-02842-0 (в пер.).

3. Уильямс Т. Лицо сестры в сиянии стекла : повесть, рассказы / Т. Уильямс ; пер. с англ. ; сост. и коммент. Е. Осеневой ; предисл. В. Вульфа. – Москва : Б. С. Г. – Пресс, НФ «Пушкинская библиотека», 2001. – 576 с. – ISBN: 5-93381-037-1, 5-94643-005-X.

4. Уильямс Т. Мемуары = Memoirs / Теннесси Уильямс ; пер. с англ. Александра Чеботаря. – Москва : Подкова : Б.С.Г. – Пресс, 2001. – 355, [1] с., [24] л. ил., портр., факс. – ISBN 5-89517-098-6 (Подкова).

5. Уильямс Т. Орфей спускается в ад : пьесы / Теннеси Уильямс ; [пер. с англ. Я. Березницкого, Г. Злобина]. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2007. – 348, [2] с. – (Азбука-классика). – ISBN 978-5-91181-442-7.

6. Уильямс Т. Римская весна миссис Стоун : рассказы : эссе / Теннесси Уильямс ; пер. с англ. С. Митиной ; [предисл. Г. Злобина]. – Москва : Художественная литература, 1978. – 251 с. : ил. ; 20 см. 

7. Уильямс Т. Рыцарь ночного образа : проза / Теннесси Уильямс ; сост. и предисл. Виталия Вульфа ; пер. с англ. Александра Чеботаря. – Москва : Подкова : БСГ-пресс, 2001. – 326, [1] с. – ISBN 5-89517-078-1.

8. Уильямс Т. «Стеклянный зверинец» и ещё девять пьес : [перевод] / Теннесси Уильямс ; [сост. и примеч. Я. Березницкого] ; [послесл. В. Неделина, с. 676–722]. – Москва : Искусство, 1967. – 723 с., 1 л. портр. : ил.

9. Уильямс Т. Трамвай «Успех» / Т. Уильямс // Писатели США о литературе : в 2 т. Т. 2. Пер. с англ. / [сост. А. Николюкин]. – Москва : Прогресс, 1982. – С. 178–182.

10. Conversations with Tennessee Williams / ed. A. J. Devlin. – Jackson : University Press of Mississippi, 1986. – 369 p. – (Lit. conversations ser.). – ISBN 0878052631 ((pbk.)) (Lit. conversations ser.).

11. Williams T. Collected Stories / T. Williams. – New York : New Directions Books, 1985. – 574 p.

Научно-критическая литература

12. Азизян И. А. Цветовые образы Андрея Белого // Диалог искусств Серебряного века / И. А. Азизян ; Науч.-исслед. ин-т теории архитектуры и градостроительства. – Москва : Прогресс-Традиция, 2001. – С. 172–179. 

13. Арсеева А. В. Поэтическая правда Теннесси Уильямса (от лирики к лирико-философской драме) : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.01.05 / Арсеева Алимпиада Викторовна. – Москва, 1980. – 24 с.

14. Арсеева А. В. Поэзия Теннесси Уильямса : кризис романтической веры / А. В. Арсеева // К проблемам романтизма и реализма в зарубежной литературе конца XIX – XX веков : Сб. тр. / Моск. обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской ; редкол.: проф. Богословский В. Н. (отв. ред.) и др. – Москва : [б. и.], 1978. – С. 3–17.

15. Баландина М. Б. Художественный мир Б. Зайцева : поэтика хронотопа : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.01.01 / Баландина Марина Борисовна. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогор. гос. ун-та, 2003. – 20 с.

16. Барт Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика : Пер. с фр. / Р. Барт ; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. – Москва : Прогресс, 1989. – 616 с. 

17. Бахтин М. М. О Флобере // Собрание сочинений : в 7 т. Т. 5: Работы 1940-х – начала 1960 годов / М. М. Бахтин. – Москва : Русские словари, 1996. – С. 130–137.

18. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин ; [примечания С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова]. – 2-е изд. – Москва : Искусство, 1986. – 444, [1] с. : портр.

19. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества : [сб. избр. тр.] / М. М. Бахтин ; [прим. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова]. – Москва : Искусство, 1979. – С. 7–180. 

20. Башляр Г. Избранное : Поэтика пространства / Г. Башляр ; пер. с фр. – Москва : Российская политическая энциклопедия, 2004. – 376 с. – (Серия «Книга света»). – ISBN 5-8243-0489-0.

21. Белоусова Е. Г. Основные характеристики художественной картины мира, репрезентируемой в произведениях жанра фэнтези / Е. Г. Белоусова // Молодой учёный. – 2011. – № 4. – Т. 1. – С. 200–202. 

22. Бескова И. А. Природа и образы телесности / И. А. Бескова, Е. Н. Князева, Д. А. Бескова ; Российская акад. наук, Ин-т философии. – Москва : Прогресс-Традиция, 2011. – 455 с. : ил., табл. – ISBN 978-5-89826-380-5 (в пер.).

23. Бернацкая В. И. Четыре десятилетия американской драмы : 1950–1980 гг. / В. И. Бернацкая ; ВГБИЛ им. Рудомино. – Москва : Рудомино, 1993. – 216 с.

24. Бидерманн Г. Энциклопедия символов : пер. с нем. / Г. Бидерманн ; общ. ред. и предисл. Свенцицкой И. С. – Москва : Республика, 1996. – 333, [2] с. : ил. – ISBN 5-250-02592-7 (В пер.) : Б. ц.

Человеческое тело в уильямсовских текстах материально, физиологично, сексуально и зримо: «Белая форменная куртка была достаточно коротка, чтобы не скрывать небольшие упругие ягодицы, оттопыривающиеся настолько аппетитно, что даже солидные коммивояжеры, которые обычно держат себя с большим достоинством, не могли удержаться, чтобы не шлепнуть юношу по крутому заду или не ущипнуть» [3, с. 542]. В тоже время тело наделяется символическими характеристиками и вступает в различные взаимоотношения с другими составляющими художественного мира писателя: заполняет собой пространство, подвергается воздействию времени, влияет на социальный аспект произведений и самооценку героев. Будучи частью естественной (природной) среды, человеческое тело, подобно другим материалам и предметам в художественном мире писателя, способно подвергаться метаморфозам, в том числе превращаясь в искусственные предметы. Этот процесс наиболее ярко представлен в рассказе «Однорукий», где прекрасное молодое тело героя уподобляется античной статуе: «…и был он боксером… пока не потерял руку и не стал похож на покалеченную статую Аполлона, тем более что всем своим видом являл каменную холодность и бесстрастность» [3, с. 141]. В финале текста данная метаморфоза становится уже не метафорической, а буквальной: подобно останкам святых, тело казненного Оливера не подвержено тлению, оно являет собой своеобразный арт-объект и становится сопричастным Вечности: «Это тело было как будто сотворено для более значительной цели – например, стоять в галерее, где лишь солнечный свет нарушает созерцательный покой античных статуй. И оно не уступило бы разбитой статуе Аполлона в благородной красоте, которую не воссоздать современному скульптору. Даже смерть не помеха совершенству» [3, с. 156].