Художественный мир рассказов Т. Уильямса
ВВЕДЕНИЕ
Творчество каждого писателя отражает его собственную картину мира, связывающую все произведения в единый универсальный текст, базирующийся на аксиологических и онтологических представлениях автора. Изучение художественного мира писателя позволяет раскрыть и описать как систему различные стороны писательского творчества, выявить особенности художественного времени и пространства (хронотопа), преобладающие цвета и материалы, «ведущие» органы восприятия и в то же время дает возможность широкого исследования авторской философии, мифологического, культурного, национального, биографического контекста, эстетических предпочтений писателя, влияния на его творчество произведений других авторов и других видов искусств. Изучение художественного мира затрагивает и аксиологический аспект, поскольку произведения конкретного автора рассматриваются, в том числе, и через универсальные аксиологические категории Добра и Зла, Истины, Красоты, Блага и т. п. Как следствие, изучение художественного мира писателя можно считать одним из наиболее универсальных и перспективных направлений литературоведческого анализа.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Художественный мир рассказов Т. Уильямса как литературоведческая проблема 26
1.1. Становление понятия «художественный мир» в литературоведении. Методы анализа художественного мира писателя 26
1.2. Онтологическая поэтика как метод целостного изучения художественного мира писателя 48
1.3. Биографические и эстетические основы художественного мира Т. Уильямса 59
1.4. Художественный мир рассказа Т. Уильямса «Мисс Койнт из Грина» как объект целостного анализа 76
ГЛАВА II Константы художественного мира рассказов Т. Уильямса: связи и оппозиции 86
2.1. Структура художественного мира Т. Уильямса 86
2.2. Визуально-пространственное в новеллистике Т. Уильямса 104
2.3. Эстетические контексты аудиальных образов в художественном мире рассказов Т. Уильямса 115
ГЛАВА III Человек в художественном мире рассказов Т. Уильямса 129
3.1. Гендерно-витальное в рассказах Т. Уильямса 129
3.2. Функции категорий тела и телесности в творчестве Т. Уильямса 142
3.3. Человек – Ангел: христианские образы в художественном мире рассказов Т. Уильямса 154
3.4. Человек – Зверь: бестиарные образы в рассказах Т. Уильямса 169
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 185
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 195
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Художественные тексты, письма, дневники изучаемого автора
1. Уильямс Т. Желание и чернокожий массажист : [Пьесы и рассказы] / Теннесси Уильямс ; пер. с англ. [и предисл.] В. Л. Денисова ; вступ. слово Р. Г. Виктюка ; [худож. Г. А. Семёнова]. – Москва : Прогресс : Гамма, 1993. – 318, [1] с. : ил. – ISBN 5-01-004007-7 (В пер.) : Б. ц.
2. Уильямс Т. Кошка на раскалённой крыше : Пьесы, роман, рассказы / Теннесси Уильямс ; [пер. с англ. Г. Злобина и др.]. – Москва : ЭКСМО, 2003 (ОАО Можайский полигр. комб.). – 478, [1] с. – (Двадцатый век). – ISBN 5-699-02842-0 (в пер.).
3. Уильямс Т. Лицо сестры в сиянии стекла : повесть, рассказы / Т. Уильямс ; пер. с англ. ; сост. и коммент. Е. Осеневой ; предисл. В. Вульфа. – Москва : Б. С. Г. – Пресс, НФ «Пушкинская библиотека», 2001. – 576 с. – ISBN: 5-93381-037-1, 5-94643-005-X.
4. Уильямс Т. Мемуары = Memoirs / Теннесси Уильямс ; пер. с англ. Александра Чеботаря. – Москва : Подкова : Б.С.Г. – Пресс, 2001. – 355, [1] с., [24] л. ил., портр., факс. – ISBN 5-89517-098-6 (Подкова).
5. Уильямс Т. Орфей спускается в ад : пьесы / Теннеси Уильямс ; [пер. с англ. Я. Березницкого, Г. Злобина]. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2007. – 348, [2] с. – (Азбука-классика). – ISBN 978-5-91181-442-7.
6. Уильямс Т. Римская весна миссис Стоун : рассказы : эссе / Теннесси Уильямс ; пер. с англ. С. Митиной ; [предисл. Г. Злобина]. – Москва : Художественная литература, 1978. – 251 с. : ил. ; 20 см.
7. Уильямс Т. Рыцарь ночного образа : проза / Теннесси Уильямс ; сост. и предисл. Виталия Вульфа ; пер. с англ. Александра Чеботаря. – Москва : Подкова : БСГ-пресс, 2001. – 326, [1] с. – ISBN 5-89517-078-1.
8. Уильямс Т. «Стеклянный зверинец» и ещё девять пьес : [перевод] / Теннесси Уильямс ; [сост. и примеч. Я. Березницкого] ; [послесл. В. Неделина, с. 676–722]. – Москва : Искусство, 1967. – 723 с., 1 л. портр. : ил.
9. Уильямс Т. Трамвай «Успех» / Т. Уильямс // Писатели США о литературе : в 2 т. Т. 2. Пер. с англ. / [сост. А. Николюкин]. – Москва : Прогресс, 1982. – С. 178–182.
10. Conversations with Tennessee Williams / ed. A. J. Devlin. – Jackson : University Press of Mississippi, 1986. – 369 p. – (Lit. conversations ser.). – ISBN 0878052631 ((pbk.)) (Lit. conversations ser.).
11. Williams T. Collected Stories / T. Williams. – New York : New Directions Books, 1985. – 574 p.
Научно-критическая литература
12. Азизян И. А. Цветовые образы Андрея Белого // Диалог искусств Серебряного века / И. А. Азизян ; Науч.-исслед. ин-т теории архитектуры и градостроительства. – Москва : Прогресс-Традиция, 2001. – С. 172–179.
13. Арсеева А. В. Поэтическая правда Теннесси Уильямса (от лирики к лирико-философской драме) : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.01.05 / Арсеева Алимпиада Викторовна. – Москва, 1980. – 24 с.
14. Арсеева А. В. Поэзия Теннесси Уильямса : кризис романтической веры / А. В. Арсеева // К проблемам романтизма и реализма в зарубежной литературе конца XIX – XX веков : Сб. тр. / Моск. обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской ; редкол.: проф. Богословский В. Н. (отв. ред.) и др. – Москва : [б. и.], 1978. – С. 3–17.
15. Баландина М. Б. Художественный мир Б. Зайцева : поэтика хронотопа : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.01.01 / Баландина Марина Борисовна. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогор. гос. ун-та, 2003. – 20 с.
16. Барт Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика : Пер. с фр. / Р. Барт ; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. – Москва : Прогресс, 1989. – 616 с.
17. Бахтин М. М. О Флобере // Собрание сочинений : в 7 т. Т. 5: Работы 1940-х – начала 1960 годов / М. М. Бахтин. – Москва : Русские словари, 1996. – С. 130–137.
18. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин ; [примечания С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова]. – 2-е изд. – Москва : Искусство, 1986. – 444, [1] с. : портр.
19. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества : [сб. избр. тр.] / М. М. Бахтин ; [прим. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова]. – Москва : Искусство, 1979. – С. 7–180.
20. Башляр Г. Избранное : Поэтика пространства / Г. Башляр ; пер. с фр. – Москва : Российская политическая энциклопедия, 2004. – 376 с. – (Серия «Книга света»). – ISBN 5-8243-0489-0.
21. Белоусова Е. Г. Основные характеристики художественной картины мира, репрезентируемой в произведениях жанра фэнтези / Е. Г. Белоусова // Молодой учёный. – 2011. – № 4. – Т. 1. – С. 200–202.
22. Бескова И. А. Природа и образы телесности / И. А. Бескова, Е. Н. Князева, Д. А. Бескова ; Российская акад. наук, Ин-т философии. – Москва : Прогресс-Традиция, 2011. – 455 с. : ил., табл. – ISBN 978-5-89826-380-5 (в пер.).
23. Бернацкая В. И. Четыре десятилетия американской драмы : 1950–1980 гг. / В. И. Бернацкая ; ВГБИЛ им. Рудомино. – Москва : Рудомино, 1993. – 216 с.
24. Бидерманн Г. Энциклопедия символов : пер. с нем. / Г. Бидерманн ; общ. ред. и предисл. Свенцицкой И. С. – Москва : Республика, 1996. – 333, [2] с. : ил. – ISBN 5-250-02592-7 (В пер.) : Б. ц.
Человеческое тело в уильямсовских текстах материально, физиологично, сексуально и зримо: «Белая форменная куртка была достаточно коротка, чтобы не скрывать небольшие упругие ягодицы, оттопыривающиеся настолько аппетитно, что даже солидные коммивояжеры, которые обычно держат себя с большим достоинством, не могли удержаться, чтобы не шлепнуть юношу по крутому заду или не ущипнуть» [3, с. 542]. В тоже время тело наделяется символическими характеристиками и вступает в различные взаимоотношения с другими составляющими художественного мира писателя: заполняет собой пространство, подвергается воздействию времени, влияет на социальный аспект произведений и самооценку героев. Будучи частью естественной (природной) среды, человеческое тело, подобно другим материалам и предметам в художественном мире писателя, способно подвергаться метаморфозам, в том числе превращаясь в искусственные предметы. Этот процесс наиболее ярко представлен в рассказе «Однорукий», где прекрасное молодое тело героя уподобляется античной статуе: «…и был он боксером… пока не потерял руку и не стал похож на покалеченную статую Аполлона, тем более что всем своим видом являл каменную холодность и бесстрастность» [3, с. 141]. В финале текста данная метаморфоза становится уже не метафорической, а буквальной: подобно останкам святых, тело казненного Оливера не подвержено тлению, оно являет собой своеобразный арт-объект и становится сопричастным Вечности: «Это тело было как будто сотворено для более значительной цели – например, стоять в галерее, где лишь солнечный свет нарушает созерцательный покой античных статуй. И оно не уступило бы разбитой статуе Аполлона в благородной красоте, которую не воссоздать современному скульптору. Даже смерть не помеха совершенству» [3, с. 156].