Формирование речевой активности учащихся в процессе восприятия искусства на уроках изобразительного искусства
Введение
Согласно положениям обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ) начального общего и основного общего образования, образовательные достижения, полученные обучающимися в результате изучения учебных предметов характеризуют совокупность познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) и отражают способность обучающихся использовать их на практике.
Коммуникация является одним из важнейших факторов развития ребенка, поскольку только в процессе общения со взрослыми людьми ребенок познает речь во всех ее проявлениях. Речь – один из видов коммуникативных действий, осуществляемой с помощью языкового общения. Каждый человек пользуется своим родным языком для выражения своих мыслей. Ребенок не только изучает слова, а также правильность его произношения и грамматическую форму языка. И относить их к тому содержанию значения слова, однако с развитием этапов возраста ребенок понимает значение слов по-разному. Слова вместе
Содержание
Введение
Глава 1. Восприятие произведений изобразительного искусства как основа развития речи учащихся начальной и основной школы
1.1. Психолого-педагогической аспекты развития речевой активности учащихся в литературе на уровне начального общего и основного общего образования
1.2. Восприятие школьниками произведений изобразительного искусства
Глава 2. Организационно-методическая деятельность учителя изобразительного искусства
2.1. Диагностические материалы по выявлению речевой активности учащихся
2.2. Методы и приемы формирования речевой активности учащихся в процессе восприятия произведений изобразительного искусства
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
Литература
Основная литература.
1. Анализ произведений искусства на уроках гуманитарного и художественно-эстетического циклов [Текст] : методические материалы / сост. В. П. Новоселова ; под общ. ред. И. Г. Вертилецкой. – Кемерово : Издательство КРИПКиПРО, 2017. – 95 с. – ISBN 978-5-7148-0603-2. URL : https://elib.kuz-edu.ru/
2. Диагностика речевой активности. URL : https://logoprav.ru/diagnostika/diagnostika-rechevoy-aktivnosti (обновлено 14.07.2020).
3. Казарина Е. И. Речевого развития детей в процессе изобразительной деятельности. URL : https://www.1urok.ru/categories/19/articles/22785
4. Развитие познавательно-речевой активности у детей младшего школьного возраста, через игровые технологии : мастер-класс: / М. Ю. Шекель, Н. В. Чибисова. URL : https://urok.1sept.ru/articles/686790
5. Методические материалы КГиХЭД: изобразительное искусство (сайт КРИПКиПРО). URL : https://ipk.kuz-edu.ru/index.php/struktura/8-kateqoriya/554-metodicheskie-materialv- kgikhedizobrazitel-noe-iskusctvo
6. Новоселова, В. П. Как научиться «видеть» и понимать изображения // Учитель Кузбасса. 2021. № 3 (58). С. 71-74. URL : https://elib.kuz-edu.ru/index
7. Новоселова, В. П. Планирование современного урока как важный компонент в деятельности учителя предметной области «Искусство» // Учитель Кузбасса. 2020. № 1 (52) С. 77-84. URL : https://elib.kuz-edu.ru/index
8. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101). URL : www.consultant.ru
9. Примерная рабочая программа основного общего образования изобразительное искусство (для 5–7 классов образовательных организаций). Одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г. – Москва : 2021. – 94 с.
10. С любовью к Кузбассу: реализация регионального компонента на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности обучающихся : методические материалы. / сост. В. П. Новоселова. – Кемерово : Издательство КРИПКиПРО, 2019. – 93 с. – ISBN-978-5-7148-0700-8. URL : https://elib.kuz-edu.ru/
11. Торхова, М.Э. Развитие речи на уроках изобразительного искусства. URL https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2019/03/06/razvitie-rechi-na-urokah-izobrazitelnogo (опубликовано 06.03.2019)
12. Ухина, Л. А. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста. URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/07/16/diagnostika-rechevogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrastahttps://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/07/16/diagnostika-rechevogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta (опубликовано 16.07 2013)
13. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева ; под общ. ред. В. И. Яшиной. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с. — (Сер. Бакалавриат). ISBN 978-5-7695-9603-2. URL : https://academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_22738.pdf
Дополнительная литература
14. Выготский Л. С. Мышление и речь. - Собр. соч. в 6 т. - М.: «Педагогика», 1983. - Т.2. - 340 с.
15. Грибова, О.Е. Становление текстовой компетенции у подростков с общим недоразвитием ре
Выделение точки зрения на картине: Совмещенная, Фиксированная или множественная, внешняя или внутренняя. Определения перспективы, которую использовал художник: ортогональная, линейная, фронтальная, сферическая, обратная двухточечная, одноточечная, трехточечная, множественная, угловая.
Выделение форм произведения по основным категориям: равновесие, очертание, пространство, цвет, свет, ритм, движение, объём, выразительность, контраст.
Определение личности художника. Принадлежность художественному направлению, профессиональный уровень, состояние психического и физического здоровья на момент создания картины, профессиональный уровень, а также отношение к изображению.
Определение времени, в которое создавалось произведение изобразительного искусства. Эпоха создания, действующе