Технологии формирования речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста с ринолалией

Скачать дипломную работу на тему: Технологии формирования речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста с ринолалией. В которой определена эффективность использования игровых упражнений и дыхательной гимнастики в формировании речевого дыхания младших дошкольников с ринолалией.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
08.10.2025
Объем файла
97 Кб
Количество страниц
33
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития логопедии наиболее остро стоит проблема творческой и научно-обоснованной разработки содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи в специальных образовательных учреждениях.Актуальность данного исследования определяется необходимостью создания новых творческих разработок, содержания и методов обучения детей с нарушением речи, которые будут комплексно воздействовать на ребенка, работая над всеми аспектами речевого развития. Выбор детей с ринолалией не случаен, так как в России 1 из 500-1000 новорожденных появляется на свет с расщелиной верхней губы и неба (Г.В. Гончаков, 2009). В 75% случаев расщелины лица являются изолированным пороком развития плода. При этом, как правило, в семье здоровых родителей ребенок с расщелиной верхней губы и неба появился впервые. Соответственно, необходимо развивать методологический аппарат коррекционного воздействия на данную категорию детей.
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................4
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .............................................................................6
1.1. Развитие речевого дыхания у детей в норме ................................................6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста с ринолалией ..........................................................................................10
1.3. Нарушение речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста с ринолалией ............................................................................................................13
ГЛАВА 2. МЕТОДИКО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....................................................17
2.1. Принципы и организация логопедического обследования детей младшего дошкольного возраста.........................................................................17
2.2. Методика обследования артикуляционной моторики, звукопроизношения и дыхания у детей младшего дошкольного возраста........................................24
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....................................................30
3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы по формированию речевого дыхания с детьми младшего дошкольного возраста..................................................................................................................30
3.2.Содержание логопедической работы по формированию речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста............................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................37
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Балакирева А.С. Логопедия. Ринолалия/ М.: В. Секачев, 2011. - 175 с.
2. Вансовская Л.И. Устранение нарушений речи при врождённых расщелинах нёба/ Спб.: Гиппократ, 2000. - 133 с.
3. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Высш. Учеб. Заведений/ М.: Владос, 2009. - 703 с.
4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, - СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 144 с.
5. Дубов М.Д. Врожденные расщелины неба/ М., 1980. - 146 с.
6. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: учеб. Пособие для студентов дефектол. фак. пед. институтов / Под ред. О.Н. Усановой - М.: Просвещение, 1983. - 95 с. (HYPERLINK "http://pedlib.ru/Books/3/0283/3_0283-1.shtml"http://pedlib.ru/Books/3/0283/3_0283-1.shtml)
7. Смирнова И.А. Логопедия [Электронный ресурс]: иллюстрированный справочник/ Смирнова И.А. - Электрон. текстовые данные. - СПб.: КАРО, 2014. - 232 c. - Режим доступа: http: // www.iprbookshop.ru/44493.html - ЭБС «IPRbooks»
8. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 48 с.
9. Соболева Е.А. Ринолалия/ М.: ACT: Астрель, 2006. - 126 с.
10. Соломатина Г.И. Развитие фонематического воприятия у детей с врожденной расщелиной неба// Логопед.-2005.-No3. - 48 с.
11.Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты. Учебно-методическое пособие; Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 1998. - 51 с.
12. ФГОС ДО, ФЗ No1155 от 17.10.2013
13. Федосеева Е.С. Психолого-педагогические основы речевой деятельности детей (в норме и патологии) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Федосеева Е.С., Ярикова М.В. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Ай Пи Ар Букс, 2015. - 176 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/33865.html - ЭБС «IPRbooks»

Дыхание - одна из главных функций жизнеобеспечения человека. В норме процесс физиологического дыхания осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох -  более активная фаза дыхания, чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объём грудной клетки, что способствует наполнению лёгких воздухом. Мышца диафрагмы при выдохе расслабляется. Диафрагма вместе с межрёберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку, она поднимается кверху и сжимает лёгкие. Диафрагма является главной движущей силой в обеспечении дыхания.Выделяют три типа дыхания: верхнерёберный, грудной, грудобрюшной (диафрагмально-рёберный). Диафрагма обязательно задействована при любом типе дыхания, однако, доля ее участия разная. Ключичное дыхание является наименее физиологически оптимальным, за счёт того, что нижнии доли лёгких участвуют при этом не полностью.По мере физического развития у детей постепенно формируется грудобрюшной тип дыхания, который является наиболее оптимальным.Наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразовательную функцию.Дыхание в процессе речи, или речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.