Личностные факторы эмоционального выгорания педагогов средней школы общеобразовательных учреждений
Введение
Актуальность исследования. Современное время ассоциируется в нашей стране с развитием инновационных технологий, которые непосредственно влияют на человека, на его физическое и психическое здоровье. Информационно-коммуникативные процессы усложняются, очень быстро происходят изменения в социально-экономической сфере, в сфере образования и медицины. Есть обратная сторона данных усовершенствований – это негативное влияние на профессиональную деятельность людей, а именно, на учителей. Данный негативизм связан с феноменом синдрома эмоционального выгорания. Это является проблемой номер один в современном образовании для преподавателей и учителей.Начало изучения синдрома эмоционального выгорания, берет свое начало с 1974 года, когда известные ученые исследовали профессиональное хроническое состояние лиц, работающих по разным профессиям: учитель, психолог, священник, юрист, работник сферы обслуживания и другие.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы личностных факторов синдрома эмоционального выгорания педагогов средней школы ………….…....8
1.1. Феномен синдрома эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной психологии …….……………9
1.2. Понятие и сущность личностных факторов синдрома эмоционального выгорания ………...................................................16
1.3. Особенности развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов средней школы ……………………………………………………………..21
Выводы к главе 1 ………………...30
Глава 2. Эмпирические исследования личностных факторов синдрома эмоционального выгорания у педагогов средней школы …… 32
2.1. Организация и методы эмпирического исследования личностных факторов синдрома эмоционального выгорания у педагогов средней школы …….….32
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования личностных факторов синдрома эмоционального выгорания у педагогов средней школы ………37
2.3. Теоретическая модель психологического консультирования педагогов с синдромом эмоционального выгорания…………....55
Выводы к главе 2 ………………………………………….69
Заключение …………………………………………………………………...…..……...76
Список литературы ………………………………………………..………………….…79
Приложения ………………………………...……………………………………………84
Список литературы
Асмаковец Е.С. Взаимосвязь синдрома «Эмоционального выгорания» и «копинг-поведения» // Психология и школа – 2012. - № 2. – 99 с.
Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И.А. Акиндимова, А.А. Баканова // Педагогические вести. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - № 5. – С. 34.
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – Изд. 2-е. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 208 с.
Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсации. – М.: Наука, 1976. – 272 с.
Анцупов А.Я. и соавт. Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций. 1935-2007 гг. / Под общ. ред. профессора Анцупова А.Я. – М.: Студия «Этика», 2007. – 232 с.
Ахола Т., Фурман Б. Психотерапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение. - СПб.: Речь, 2001. - 160 с.
Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.
Борисова М.В. Психологические детерминанты синдрома выгорания у педагогов // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) [Текст] : сб. науч. ст. / под ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного ; Курск. гос. ун-т. – Курск : КГУ, 2007. – С. 24-27.
Болотникова О.П. О синдроме эмоционального выгорания у педагогов дошкольной образовательной организации // Научное отражение, Тольятти: НаукоПолис, 2016 - № 1 – 48 с.
Бойко В.В. Энергия эмоций – СПб.: Питер, 2004. – 474 с.
Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: СПбГУ, 2000. – 504 с. – С. 443-463.
В литературе зарубежных стран о термине «выгорание» говорится, как о следствии продолжительного стресса, появившегося на фоне профессиональной деятельности, поэтому понятия «стресс» и «выгорание» считаются синонимами. Показатели выгорания и стресса могут перемежаться между собой, но в то же время показатель стресса имеет только 30 % разделения симптома эмоционального истощения и очень маленькую часть отклонения от частного значения от главного по двум другим симптомам: редукции личных достижений и деперсонализации. В исследованиях 30% это отклонение можно объяснить тем, что большая часть приходится на другие два показателя [15, с. 39].Нельзя сказать, что стресс – это признак эмоционального выгорания, так как он присущ только эмоциональному истощению. Он не причастен к другим признакам - редукции личных достижений и деперсонализации.О том, что выгорание и депрессия связаны между собой, ученые указывают с самого начала изучения синдрома эмоционального выгорания. Очень часто говорят о том, что выгорание и депрессия – это схожие показатели. На самом деле – это не так. Депрессия может возникать во всех сферах его жизни, в любое время, а эмоциональное выгорание возникает только в трудовой деятельности, а именно, в профессиональной. После того, как выгорание появилось, то оно может преследовать человека во всех сферах жизни. Ученые, занимающиеся исследованием данной проблемы, указывали на возникновение выгорания у людей, имеющих здоровую психику.