Личностные факторы эмоционального выгорания педагогов средней школы общеобразовательных учреждений

Скачать дипломную работу на тему: Личностные факторы эмоционального выгорания педагогов средней школы общеобразовательных учреждений. В которой определено понятие «личностные факторы синдрома эмоционального выгорания». Изучена сущность синдрома эмоционального выгорания.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
07.10.2025
Объем файла
360 Кб
Количество страниц
127
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Актуальность исследования. Современное время ассоциируется в нашей стране с развитием инновационных технологий, которые непосредственно влияют на человека, на его физическое и психическое здоровье. Информационно-коммуникативные процессы усложняются, очень быстро происходят изменения в социально-экономической сфере, в сфере образования и медицины. Есть обратная сторона данных усовершенствований – это негативное влияние на профессиональную деятельность людей, а именно, на учителей. Данный негативизм связан с феноменом синдрома эмоционального выгорания. Это является проблемой номер один в современном образовании для преподавателей и учителей.Начало изучения синдрома эмоционального выгорания, берет свое начало с 1974 года, когда известные ученые исследовали профессиональное хроническое состояние лиц, работающих по разным профессиям: учитель, психолог, священник, юрист, работник сферы обслуживания и другие.
 

Оглавление
Введение………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы личностных факторов синдрома эмоционального выгорания педагогов средней школы ………….…....8
1.1. Феномен синдрома эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной психологии …….……………9
1.2. Понятие и сущность личностных факторов синдрома эмоционального выгорания ………...................................................16
1.3. Особенности развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов средней школы ……………………………………………………………..21
Выводы к главе 1 ………………...30
Глава 2. Эмпирические исследования личностных факторов синдрома эмоционального выгорания у педагогов средней школы …… 32
2.1. Организация и методы эмпирического исследования личностных факторов синдрома эмоционального выгорания у педагогов средней школы …….….32
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования личностных факторов синдрома эмоционального выгорания у педагогов средней школы ………37
2.3. Теоретическая модель психологического консультирования педагогов с синдромом эмоционального выгорания…………....55
Выводы к главе 2 ………………………………………….69
Заключение …………………………………………………………………...…..……...76
Список литературы ………………………………………………..………………….…79
Приложения ………………………………...……………………………………………84

Список литературы
Асмаковец Е.С. Взаимосвязь синдрома «Эмоционального выгорания» и «копинг-поведения» // Психология и школа – 2012. - № 2. – 99 с.
Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И.А. Акиндимова, А.А. Баканова // Педагогические вести. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - № 5. – С. 34.
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – Изд. 2-е. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 208 с.
Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсации. – М.: Наука, 1976. – 272 с.
Анцупов А.Я. и соавт. Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций. 1935-2007 гг. / Под общ. ред. профессора Анцупова А.Я. – М.: Студия «Этика», 2007. – 232 с.
Ахола Т., Фурман Б. Психотерапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение. - СПб.: Речь, 2001. - 160 с.
Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.
Борисова М.В. Психологические детерминанты синдрома выгорания у педагогов // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) [Текст] : сб. науч. ст. / под ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного ; Курск. гос. ун-т. – Курск : КГУ, 2007. – С. 24-27.
Болотникова О.П. О синдроме эмоционального выгорания у педагогов дошкольной образовательной организации // Научное отражение, Тольятти: НаукоПолис, 2016 - № 1 – 48 с.
Бойко В.В. Энергия эмоций – СПб.: Питер, 2004. – 474 с.
Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: СПбГУ, 2000. – 504 с. – С. 443-463.

В литературе зарубежных стран о термине «выгорание» говорится, как о следствии продолжительного стресса, появившегося на фоне профессиональной деятельности, поэтому понятия «стресс» и «выгорание» считаются синонимами. Показатели выгорания и стресса могут перемежаться между собой, но в то же время показатель стресса имеет только 30 % разделения симптома эмоционального истощения и очень маленькую часть отклонения от частного значения от главного  по двум другим симптомам: редукции личных достижений и деперсонализации. В исследованиях 30% это отклонение можно объяснить тем, что большая часть приходится на другие два показателя [15, с. 39].Нельзя сказать, что стресс – это признак эмоционального выгорания, так как он присущ только эмоциональному истощению. Он не причастен к другим признакам - редукции личных достижений и деперсонализации.О том, что выгорание и депрессия связаны между собой, ученые указывают с самого начала изучения синдрома эмоционального выгорания. Очень часто говорят о том, что выгорание и депрессия – это схожие показатели. На самом деле – это не так. Депрессия может возникать во всех сферах его жизни, в любое время, а эмоциональное выгорание возникает только в трудовой деятельности, а именно, в профессиональной. После того, как выгорание появилось, то оно может преследовать человека во всех сферах жизни. Ученые, занимающиеся исследованием данной проблемы, указывали на возникновение выгорания у людей, имеющих здоровую психику.