Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Введение
Актуальность исследования проблем развития контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок Российской Федерации определяется структурными проблемами функционирования данной системы в контексте угроз ухудшения публичных финансов на всех уровнях управления. В проведенном Счетной палатой Российской Федерации мониторинге развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации в 2021-2022 годах отмечается ряд структурных проблем рассматриваемой системы. В частности, отмечается, что эффективность системы государственных и муниципальных закупок в части конкуренции и экономии средств не демонстрирует существенных изменений с уровня 2014 г.Для российской экономики сферы государственных и муниципальных закупок, во многом, по своим объемным показателям достигла значений развитых стран – на нее приходится порядка 25% распределяемого ВВП. При этом сохраняется широкая совокупность проблем в использовании этих средств.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД 9
1.1 История формирования контрактной системы в России 9
1.2 Международный опыт организации контрактной системы государственных закупок 14
1.3 Контрактная система в сфере закупок России в современный период 21
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ НА ПОСТАВКУ ТОВАРА, РАБОТ, УСЛУГ 27
2.1 Понятие и сущность контракта 27
2.2 Особенности составления планов закупок и планов графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 31
2.3 Изменение, расторжение и признание контракта недействительным 45
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ 56
3.1 Причины возникновения проблем в контрактной системе 56
3.2 Возможные пути решения проблем в контрактной системе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.
О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1.
О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ.
О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров: Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ.
Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ.
О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: Постановление Правительства РФ от 08 ноября 2013 г. № 1005.
Об утверждении формы тест-паспорта объекта капитального строительства и Методики оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения: Приказ Минэкономразвития России от 27 марта 2019 г. № 167.
В июле 1654 года государь Алексей Михайлович издал Указ об условиях доставки муки и сухарей в город Смоленск. Царь повелел отправить грамоты воеводам в близлежащие города, московским боярам и купцам, которые согласились бы отвезти муку и сухари в Смоленск. За перевоз определенного объема груза царские люди торговались с купцами «по сороку и по сороку по пяти алтын и по полуторы рубли». При этом сам хлебный груз освобождался от пошлины. На тот момент в Русском Государстве не было системы государственных закупок в том виде, в котором мы ее видим сегодня. Но в то же государство оформляло заказы, производило отбор поставщиков, назначало условия поставок. Условия проведения заказа строились по принципу экономической выгоды и рациональности, как для поставщика, так и для заказчика. Уже в то время прослеживаются первые признаки государственного заказа. К таким признакам относится поиск исполнителей, публичность и объявленные заранее условия.Во времена правления Петра I появляются первые публичные конкурсы и торги. Рассчитанная на возможных поставщиков информация о государственном заказе размещалась на вывески городских ворот.