Развитие внимания у детей дошкольного возраста
Введение
Внимание − очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом − ее качественное выполнение.
Внимание – важная сторона познавательной деятельности. Воспитателю детского сада необходимо знать особенности его формирования. «Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка».
Внимание среди познавательных процессов занимает особенное место, поскольку оно не имеет собственного содержания, а обслуживает другие психические процессы. Внимание во многом определяет успешность их функционирования. От уровня развития свойств внимания (устойчивости, концентрации, объёма, распределения, переключения) и от уровня сформированности произвольного внимания, по-видимому, во многом зависит и успешность любой деятельности ребенка в целом.
Внимание у детей дошкольного возраста имеет ряд качественных ос
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………........
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития внимания у детей дошкольного возраста.........................................................................................................................
1.1 Сущностная характеристика понятия внимания в психолого-педагогической литературе …………………………………………...................................................
1.2 Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста…………..
1.3 Формы и методы развития внимания у детей дошкольного возраста………
ГЛАВА 2. Опытно экспериментальная работа развития внимания детей среднего дошкольного возраста................................................................................
2.1 Организация исследования.....................................................................................
2.2 Методики диагностики уровня развития внимания у дошкольников 4-5 лет....................................................................................................................................
2.3 Анализ результатов исследования особенностей развития внимания у детей дошкольного возраста...................................................................................................
Заключение……………………………………….…………………............................
Список использованных источников...........................................................................
Список использованных источников и литературы
Башаева, Т. В. Роль внимания в жизни дошкольника: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника / Т. В. Башаева, Н. Н. Васильева, Н. В. Клюева и др.- Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001. - 480 с.
Баскакова И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2013. - 364 с.
Бондарев И. П., Вылегжанин О. И. и др. Новая методика оценки свойств внимания // Вопросы психологии.–2014. – №5. – С.127-131.
Борисова Н. В. Методика выбора форм и методов активного обучения (теоретическая модель). М., 2011. – 318 с.
Возрастная и педагогическая психология /под ред. М. В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 2013. - 256с.
Воронин А. Н. Методики диагностики свойств внимания. \\ Методы психологической диагностики. \ Под ред. В. Н. Дружина, Т. В. Галкиной. - М., 2013. - С. 16-27.
Выготский Л. С. История развития высших психических функций//Собр. Соч.: В 6-ти т. Т.З. - М.:Педагогика, 2011.- 328 c.
Гальперин П. Я. К проблеме внимания // Докл. Апн РСФСР. 2014. № 3. С. 33-38.
Гальперин. П. Я. К проблеме внимания // Психология внимания. - М.: ЧеРо, 2011. – 390 с.
Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. – М., 2012. – 194 с.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего образования. – М.: 2013. – 192 с.
Джеймс У. Внимание: Хрестоматия по вниманию. М., 2012. С. 50-103.
Диагностика познавательной сферы ребенка /Под ред. Т.Г. Богдановой, Т.В. Корниловой М., 2012. – 495 с.
Добрынин Н. Ф. О селективности и динамике внимания // Вопр. Психологии. 2013. № 2. С. 68-80.
Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 2014. - 352 с.
Ерастов Н. П. Психология обучения: Пособие для студентов-психологов. – Ярославль, 2013. – 296 с.
Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание дошкольника. – М., Просвещение, 2014. – 503 с.
Игры, обучение, тренинг, досуг/Под редакцией В.В.Петрусинского. М., 2014. – 360с
ушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому язык