Методы и приемы развития фонематического восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи
Введение
С момента рождения человека окружает множество звуков: речь людей, музыка, рев машин, работа механизмов, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом человека, лишь речевые звуки (только в словах) служат целям общения c другими людьми, средством передачи информации. Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы.Важную роль для освоения фонетического компонента речи играет фонематический слух, т. е. это возможность к слуховому различению фонем и умение отличать фонемы речи и их логический порядок в словах. Верное восприятие фонем речи, фонематического состава слова появляется не сразу, оно является результатом постепенного становления. На более ранней стадии формирования ребенок усваивает слова как единый, неделимый фонетический комплекс, имеющий конкретную ритмико-мелодическую структуру. Для дальнейшей стадии характерно постепенное развитие умения отличать звуки, которые входят в состав слова.
Содержание
Введение .................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы развития фонематического восприятия у школьников с нарушением речи……………………………………………..6
1.1 Понятие «фонематический слух» ..................................................................6
1.2 Формирование фонематического слуха в отногенезе у детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………….……8
Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию фонематического восприятия у школьников с нарушением речи……………………………13
2.1 Особенности уровня сформированности фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста………………………………………13
2.2 Развитие фонематического восприятия с использованием дидактических игр и упражнений у детей с общим недоразвитием речи………………...17
Заключение ...........................................................................................................31
Список литературы...............................................................................................34
Список литературы.
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников [Текст]/ Т.В. Александрова. - СПб.: Детство-пресс, 2005. - 48 с.
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст]: учеб. пособие / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ, 2006. - 319 с.
3. Балашова, Г.В. Авторские многофункциональные пособия и игры для коррекционной работы со старшими дошкольниками [Текст] / Г.В. Балашова, Н.Е. Соловьева // Логопед. - 2013. - №2. - С. 49-57.
4. Бардышева, Т.Ю. Я учусь говорить [Текст]: формирование фонематического восприятия и звукопроизношения у детей 3-4 лет / Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. - М.: Скрипторий, 2013. - 91 с.
5. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности [Текст] / Е. Белоус // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.
6. Варенцова, Н.С. Обучение дошкольников грамоте [Текст]: для занятий с детьми 3-7 лет: пособие для педагогов / Н.С. Варенцова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 109 с.
7. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника [Текст] // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л. Выготский. - М.: АСТ, 2005. - 670 с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]/ А.Н. Гвоздев. - М., 1961. - 147 с.
10. Гербова, В.В. Учусь говорить [Текст]: Пособие для детей ст. дошк. возраста / В.В. Гербова: Ст. возраст. - 5. изд. - М.: Просвещение, 2003 (ГУП Смол. полигр. комб.). - 39 с.
11. Горбенко Е.Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения [Текст] / Е.Л. Горбенко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 262-264.
12. Епифанова, О.В. Современные методы обследования речевого развития ребенка [Текст] / О.В. Епифанова // Логопед. - 2013. - №5. - С. 6-17.
В первые недели жизни ребёнка активно формируется слуховое внимание. Ребёнок, услышав звук человеческого голоса, перестаёт сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами.В период появления лепета ребёнок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определённого движения ведёт к закреплению двигательного навыка артикулирования.С 6 месяцев ребёнок путём подражания произносит отдельные звуки, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи.Уже к 2 годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой. Так формируется фонематический слух — способность воспринимать звуки человеческой речи.От 3 до 7 лет у ребёнка всё более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.К 3 — 4 годам фонематическое восприятие ребёнка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала — гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие.