Обоснование дидактической игры как эффективного средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Введение
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что человеческое познание окружающего его мира начинается с восприятия и ощущения. При этом развитие этих аспектов создает базис для возникновения иных познавательных процессов. Следовательно, нормальное функционирование умственного развития немыслимо без опоры на полноценное восприятие.
При этом такое развитие может быть более успешным в случаях, когда сформированы все необходимые условия для содержательной деятельности, например, игра или конструирование. Это способствует как созданию благоприятных условия для развития ощущений и восприятия, так и способствует формированию потребностей в освоении новой информации, форм, цветов и пространственных ориентировок.
Сенсорное развитие дошкольника — это развитие детского восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, включая их форму, цвет, величину, положение в пространстве, а также запах и вкус. Знакомство с данными свойствами представля
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития младших дошкольников в игровой деятельности 6
1.1 Сущностные характеристики сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 6
1.2 Игровая деятельность как условие сенсорного развития младших дошкольников 16
Выводы по Главе 1 27
Глава 2. Экспериментальная работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности 28
2.1 Диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 28
2.2 Программа сенсорного развития младших дошкольников в игровой деятельности в ДОО 35
Выводы по Главе 2 48
Заключение 49
Библиографический список 51
Литература
1. Алимова С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 18-20.
2. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Т. 1. Очерки психологии. История русской психологии / Под ред. Логиновой Н.А., Отв.ред. и сост. Коростылева Л.А., Никифоров Г.С. –СПб.: Изд-во С-Петербург ун-та, 2007. – 412 с.
3. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
4. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 218 с.
5. Бутвина О. Ю., Гаврашенко Е. С. Сущность и характеристика понятия «Развивающая среда» в ДОУ // Вестник науки и образования. - 2019. - Ч. 4. - № 10 (64). - С. 120-122.
6. Васева Е. Н. Использование дидактических игр и пособий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2021. – С. 25-29.
7. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1998. - 144 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Лев Выготский; под ред. В. В. Давыдова.- М.: АСТ: Астрель, 2010. – 671 с.
9. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 253 с.
10. Дубовис Д.Н., Хоменко К.Е. Вопросы психологии художественного восприятия в трудах А. В. Запорожца // Вопросы психологии. – 1985. - №5. – С.117-122.
11. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 183 с.
12. Еманова, С. В. Педагогика и психология раннего и дошкольного возраста : учебное пособие / С. В. Еманова. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. – 142 с.
13. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 6-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2016. — 416 с.
14. Крежевских О. В. Развивающая
Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, строителей и др. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игр с помощью отобранных игрушек.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Собери букет из осенних листьев», и др. Воспитатель организует и