Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста в процессе преодоления артикуляторно-акустической дисграфии во внеурочной деятельности

Скачать магистерскую диссертацию на тему: "Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста в процессе преодоления артикуляторно-акустической дисграфии во внеурочной деятельности". В которой изучены особенности письменной речи у детей младшего школьного возраста с артикуляторно-акустической дисграфией; определена модель психолого-педагогического сопровождения по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии для детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и доказать её успешность.
Author image
Denis
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
04.10.2025
Объем файла
373 Кб
Количество страниц
113
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
4000 руб.
5000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

В настоящее время проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии, в том числе и с артикуляционно-акустической. В основе этого дефекта лежит отражение неправильного произношения на письме.
Проблема нарушения письма в младшем школьном возрасте актуальна для школьного обучения, так как письмо является средством дальнейшего получения знаний детьми. Работа по психолого-педагогическому сопровождению детей, а также их коррекцию важно проводить в этот период школьной жизни, так как именно в этом возрасте у ребенка формируется письмо.
Дисграфии в научной литературе рассматриваются с разных сторон: как следствие зрительных нарушений, неспособности быстро перерабатывать визуальную информацию (Ф.Р. Веллютина, Е. Л. Григоренко, О. Б Иншакова, Р. И. Лалаева

Оглавление

Введение 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7

1.1. Понятие «психолого-педагогическое сопровождение» в литературе 7

1.2. Формирование письменной речи у детей в онтогенезе 11

1.3. Дисграфия. Определение, характеристика 16

1.4. Значение внеурочной деятельности в реализации психолого-педагогического сопровождения детей 26

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 33

ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИЕЙ 35

2.1.  Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с артикуляторно-акустической дисграфией 35

2.2. Особенности письменной речи детей с артикуляторно-акустической дисграфией  младшего школьного возраста 40

2.3. Обзор коррекционных методик по преодолению нарушений письменной речи  у детей с  артикуляторно-акустической дисграфией 46

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 52

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИЕЙ 54

3.1. Изучение и анализ письменной речи у младших школьников 54

3.2. Коррекционная работа по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста ..65

3.3 Анализ результатов контрольной экспериментальной работы………74

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ III……………………………………………………….80

Заключение…………………………………………………………………….81

Список использованной литературы ..83

Список использованной литературы

1. Азова, О. И. Дизорфография [Текст] : Учебное пособие / О.И., Азова – СПб.:Инфа-М, 2016. – 180 с.

2. Аквазба, Е.О., Аквазба, С.О. Современные подходы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в урочной и внеурочной деятельности: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36440. 

3. Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Приложения [Текст] : / Т.В. Ахутина. – М.: Сфера, 2015. – 48 с.

4. Ахутина, Т.В., Иншакова, О.Б. Hейpoпсихoлoгическая диaгнoстикa обследование письма и чтения младших школьников. [Текст] : / Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова. – M.: B. Cекaчев, 2008. – 128 с.

5. Безруких, М.М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5–7,5 лет. [Текст] : Руководство по тестированию и обработке результатов / М.М. Безруких. — М.: Новая школа, 2013. – 188 с.

6. Беккер, Р. Нарушение речи как фактор, обусловливающий затруднения в обучении чтению и правописанию [Текст]: / Беккер Р. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 112 с.

7. Величенкова, О.А. Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция [Текст] : / О.А. Величенкова. – Москва, 2018. - 372с.

8. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] : Учебник для студентов дефектологов факультетов педагогических вызов высших учебных заведений / Л.С. Волкова. — М.: Гуман., издание центр ВЛАДОС, 2006. — 703 с.

9. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] : Учебник. для студентов дефектологов факультетов педагогических  вузов / Л.С. Волкова, С. Н. Шаховская. - М., 1998. - 680 с.

10. Волоскова, Н. Н. Трудности формирования навыка письма учащихся начальной школы. [Текст]: / Н.Н. Волоскова. - М., Москва, 1996. – 158 с.

11. Гвоздев, А. Н. Об основах русского правописания. В защиту морфологического принципа русской орфографии. [Текст]: / А.Н. Гвоздев. - М., 1960. – 248 с.

12. Гончарова, В.А. Особенности нарушений письменной речи у младших школьников [Текст] : / В.А. Гончарова. – 2015. - № 3(9). – С. 80-83.

13. Грибова, О. Е. Особенности формирования грамматического строя письменной речи [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук. / О.Е. Грибова. - М, 1990. – 217 с.

14. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. [Текст] : Методический конструктор: пособие для учителя. /Д.В. Григорьев. М.: Просвещение, 2010. - 223 с.

15. Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму  [Текст] : / Е. В. Гурьянов. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. – 264 с.

16. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальны

Реализация внеурочной деятельности будет направлена на достижение обучающимися следующих результатов [21]:
1. Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни (общественные нормы, одобряемые и неодобряемые формы поведения в обществе и т. п.). Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с учителями, как немаловажными носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
2. Получение школьником опыта положительного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), к социальной реальности в целом. На результаты данного уровня влияет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. В дружественной среде ребёнок получает практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить или отверга