Развитие коммуникативных умений первоклассников в период адаптации к обучению в школе

Скачать отлично выполненную дипломную работу на тему: "Развитие коммуникативных умений первоклассников в период адаптации к обучению в школе". В которой разработан комплекс методов и приемов развития коммуникативных умений первоклассников. Экспериментальным путем подтверждена эффективность комплекса методов и приемов развития коммуникативных умений первоклассников.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
04.10.2025
Объем файла
268 Кб
Количество страниц
61
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3520 руб.
4400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. С самого раннего возраста ребенок начинает общаться и говорить. При поступлении в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Развитию, коммуникативно-речевой стороны первоклассников как одному из главных аспектов готовности детей к школе в психологии и педагогике уделяется большое внимание. Уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников различен, в целом он далек от желаемого, что и вызывает необходимость считать данную сторону развития одной из важнейших задач школьного образования.
Это обостряет научный интерес к коммуникативной сущности образования как основополагающей идее при разработке моделей образовательного процесса, адекватных социальному заказу общества и потребностям личности [2].
Поступление ребенка в школу коренным образом меняет его положение. Основным занятием становится учеба. Все поступки, отношения с социальным окружением выстраиваются в соответствии с новыми обяза

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3

ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 9

1.1 Проблема развития коммуникативных умений первоклассников в психолого-педагогической литературе… 9

1.2 Развитие коммуникативных умений как условие успешной адаптации первоклассников к обучению в школе................... 16

1.3 Методы и приемы развития коммуникативных умений первоклассников в период адаптации к обучению в школе            21

Выводы по первой главе…………………………………… 27

ГЛАВА2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ  КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 28

2.1 Диагностика уровня развития коммуникативных умений первоклассников на констатирующем этапе эксперимента… 28

2.2 Разработка и реализация комплекса методов и приемов развития коммуникативных умений первоклассников…….... 36

2.3 Динамика уровня развития коммуникативных умений первоклассников на контрольном этапе эксперимента ……48

Выводы по второй главе……………………………………… 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….. 53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………. 55

ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Совместная сортировка» автор Г.В. Бурменская 61

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Осенний букет» (модифицированная проба Ж. Пиаже «Ваза с яблоками»)…………………………63

ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Дорога к дому» автор А.Г. Лидерс 65

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Игры и упражнения для развития коммуникативных умений первоклассников…………………….. 68

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы»: программа / И.Н. Агафонова. – СПб., 2003.

2. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе / Н.А. Алексеев – Ростов н / Д: Феникс, 2006. – 332 с.

3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

4. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М. Александровская. – М., 2008. – 153с.

5. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: дис. канд. пед. наук./ Е.М. Алифанова. – Волгоград, 2001.

6. Атаханов Р. Педагогическая психология: психология обучения. Специальностей «психология» и «педагогика и психология» / Р. Атаханов – Тюмень. Издательство Тюменского государственного университета, 2009.

7. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. / Ю.К. Бабанский – М., 1982.

8. Баданина Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход / Л.П. Баданина // Начальная школа плюс До и После. – 2014. – № 2. – С. 59- 62.

9. Батырёва С.Г. Дидактические основы формирования коммуникативной компетенции младших школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Светлана Георгиевна Батырёва. – Москва. 2014. –203 с.

10. Белозёрова Ю.М. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в процессе ознакомления со сказкой / Ю. М. Белозёрова /У Проблемы и перспективы формирования и развития экономики знаний. – Москва, 2018. – С. 54-58.

11. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция. Педагогическая поддержка [Текст] / М.Р. Битянова. – М.: Педагогический поиск, 2014. – 256с.

12. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968.

13. Букатов В.М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя / В.М.Букатов, А.П.Ершова. – М.: Первое сентября, 2011.

14. Васильев Г.С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов. Автореф. дисс. канд. психол. наук / Г.С. Васильев. – М.: 2007. – 15 с.

15. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология / Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова – М.: педагогическое общество России, 2003.

16. Горленко Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н.М. Горленко // Народное образование. – 2012.

17. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. / И.А. Гришанова – М. – Ижевск, 2006.

18. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. – 2003.

19. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении / В.К. Дьяченко – М.: Издательство «Просвещение», 1991.

20. Житина Н.А. Начальн

Метод сотрудничества – дети заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. Потребность в сотрудничестве становится главной для общения детей этого возраста.
Метод «Мозговой штурм» используется для генерации идей, соблюдается жесткий регламент во времени, распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста). После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады/сообщения от разных групп [52].
Метод «Уроки общения» предполагает, что каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия; основное содержание, которое направленно на развитие навыков общения; рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.
В ходе работы используются: игровые методы, элементы тренинга, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, а такж