Изучение влияния образов массовой культуры на представление об образе ученика
Введение
Социальные представления есть специфическая форма социального знания. Социальные представления можно рассматривать как совокупность индивидуальных представлений, существующих в разных социальных группах. Эти представления несут в себе свой импульс и отвечают за воспроизводство подсистем общества. Представления формируются как своеобразная картина мира, которая направляет человеческие ресурсы на преобразование этого мира, определяет ожидания индивида и регулирует его поведение. Отсюда изучение образа ученика в сознании детей. Это видится важным, поскольку, во-первых, процессом формирования представлений можно управлять, а во-вторых, сформированные образы будут функционировать и оказывать влияние на качество как межличностных отношений между учителем и учеником, так и на весь образовательный процесс в целом.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что невозможно представить современный мир без всепроникающих образов массовой культуры. Со своими неограниченными возм
Оглавление
Введение………………………………3
Глава 1. Теоретические основы исследования влияния образов массовой культуры на представление об образе ученика…………6
1.1. Содержание понятия массовая культура….………..…6
1.2. Роль образов современной массовой культуры в формировании представлений у детей об окружающей жизни…………12
1.3. Образ ученика и влияние массовой культуры на его формирование…..15
Глава 2. Опытно–экспериментальная работа по исследованию влияния образов массовой культуры на представление об образе ученика…………..21
2.1. Этапы, выборка и методики исследования……………………21
2.2. Результаты исследования влияния образов массовой культуры на представление об образе ученика..…….………24
2.3. Рекомендации по коррекции влияния образов массовой культуры на представление об образе ученика……..……30
Заключение…………………………………………………………………………34
Список использованных источников и литературы …………………...……37
Приложение.....................40
Список использованных источников и литературы
1. Аромштам М.С. Мульти-пульти в философском разрезе / М.С. Аромштам. // Дошкольное образование. – 2021. – № 13. – С. 2-5.
2. Бергер А. Видеть–значит, верить. Введение в зрительную коммуникацию. / А. Бергер. – М.: Юрайт, 2021. – 128 с.
3. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к обучению в школе. / Л.И. Божович. //Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста. – М.: Владос, 2019. –342 с.
4. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ.: Пер. с англ. / Д. Брайант, С. Томпсон. – М.: Эксмо, 2020. – 432 с.
5. Вайнер М.Э. Социально-личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО. Учебно-методическое пособие. / М.Э. Вайнер. – М.: Центр педагогического образования, 2020. – 225 с.
6. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? / Л.А. Венгер. – М.: Академия, 2022. – 212 с.
7. Венгер Л.А. и др. Диагностика умственного развития дошкольников / Л.А. Венгер, В.В. Холмовский. – М.: Педагогика, 2020. – 286 с.
8. Выготский Л.С. Детская психология. / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2021. – Т 4. – 318 с.
9. Гуружапов В.А. К вопросу о соотношении психологической диагностики и коррекции учебной деятельности на уроках математики / В.А. Гуружапов. // Психология обучения. – 2022. – № 4. – С. 3-8.
10. Гуружапов В.А. Модель взаимодействия музея и школы, ориентированного на формирование творческих смыслопорождающих систем понимания искусства детьми / В.А. Гуружапов. // Психология обучения. – 2018. – № 4. – С. 4-6.
11. Гуружапов В.А. Проект «Горизонты педагогической психологии в XXI веке» / В.А. Гуружапов. // Психология обучения. – 2022. – № 8. – С. 8. – EDN HUVAVZ.
12. Гуружапов В.С. Как учить детей понимать ИЗО. Очерки психологии порождения смысла произведений живописи и графики. / В.А. Гуружапов. – М.: Владос, 2019. – 147 с.
13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к обучению в школе. / Н.И. Гуткина. - М.: НПО Образование, 2020. - 160 с.
14. Дубровинкая И.В. Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. / И.В. Дубровинкая. - М.: Академия, 2021. – 245 с.
15. Кабанова М.Н. Готовимс
Образ ученика возникает к концу дошкольного возраста. В.А. Гуружапов [9] выделил основные этапы становления внутренней позиции шестилетнего школьника. Первый этап характеризуется наличием положительного отношения к школе без ориентации на содержательные моменты школьно-учебной действительности (ребенок хочет пойти в школу, но при этом стремится сохранить дошкольный образ жизни). Школа привлекает детей своими аксессуарами. Дети стремятся перенести дошкольный образ жизни в школу.
На втором этапе развития образа ученика появляется ориентация на содержательные мотивы школьной жизни. В это время ребенок выделяет в первую очередь социальные, а не собственно учебные аспекты.
Третий этап развития образа ученика – ее полная сформированность – характеризуется сочетанием интереса к социальным и собственно учебным аспектам школьной жизни. Этого уровня достигают в I классе не все дети. Поведение ребенка в школе определя