Характерные особенности формирования навыков говорения средствами грамматических упражнений в старших классах
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день приоритетным направлением в исследованиях методической науки является вопрос формирования коммуникативной компетенции у обучающегося – развития комплекса необходимых навыков и умений для осуществления обучающимся коммуникативных процессов путем использования иностранного языка. Важнейшим компонентом вербальных коммуникативных процессов при этом остается устная речь, развитие которой основано на формировании у обучающихся навыков говорения.
В данной связи большую роль играют также грамматические упражнения – их использование для формирования навыков говорения (стимулирования обучающихся к генерации устных высказываний) позволяет определить функциональные связи между различными аспектами языковой системы. Среди современных исследователей данной области можно выделить Н.Н. Гладышеву, Л.Р. Бакирову, О.С. Тарасенко, Н.В. Девдариани, а также, например, Е.В. Рубцову, чьи труды позволяют сделать вывод об актуальности вопроса формирования навыков говорения с приме
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОВОРЕНИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО НАВЫКА 6
1.1. Понятие, виды и типы говорения 6
1.2. Средства формирования навыков говорения 11
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 16
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ 17
2.1. Особенности и условия формирования навыков говорения в старших классах 17
2.2. Система грамматических упражнений как средство формирования навыков говорения 21
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПРАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бухаркина М.Ю. Технология разноуровневого обучения / М.Ю. Бухаркина // Иностранные языки в школе. - 2003 г. - №3. – С. 11-12.
2. Вайсбург М.Л. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устноречевому общению / М.Л. Вайсбург, Е.В. //Иностранные языки в школе. - 1999. - № 1. - С. 5-11.
3. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности / Л.С. Выготский // Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей: сб. тр. - М., 2004. – 158 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский – М: Педагогика, 2001 – 532 с.
5. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский - М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005 - 576 с.
6. Гальскова Н.Д. Современные методики обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова - М.: Аркти-Глосса, 2004. – 192 с.
7. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова - М.: Просвещение, 2005 - 284 с.
8. Дашина Н.С. Психология и педагогика. Общая педагогика / Н.С. Дашина – М.: СГУ, 2001 – 60 с.
9. Егоров О. Коммуникативная функция учебного занятия. // Учитель. - 2001. - №1. – С. 27-30.
10. Зимняя А.А. Индивидуально-психологические факторы и успешность научения речи на иностранном языке // Иностранные языки в школе. – 2013. - № 3. – С. 37-46.
11. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя – М.: Просвещение, 2011 – 174 с.
12. Калимулина О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи // Иностранные языки в школе – 2003 - №3 – 17 с.
13. Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность / А.А. Леонтьев – М.: Просвещение, 2009 – 211 с.
14. Логинова Л.И. Как помочь ребенка заговорить по-английски / Л.И. Логинова – М.: ВЛАДОС, 2003. – 206 с.
15. Макаров П.К. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения / П. К. Макаров // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 5. – С. 3-5.
16. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: настольная книга для учителя / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова - Минск, 2009 - 500 с.
17. Никитенко З.Н. Обучение ин
При этом обучающиеся могут задавать имеющиеся относительно данной ситуации вопросы, также распределяются роли.
2. Этап формирования модели диалогического высказывания – данный этап заключается в совместной с партнером разработке обучающимся диалогического высказывания и представлении его друг другу и преподавателю. В случае, когда обучение диалогической речи проходит на раннем этапе (в средней школе), учебно-методические комплексы часто предоставляют готовые микродиалоги для их воспроизведения обучающимися. В данном случае на рассматриваемом этапе происходит их ознакомление с представленным диалогом.
3. Этап подбора необходимого материала – на данном этапе происходит совместный подбор обучающимися необходимых лексических единиц и грамматических конструкций для формирования диалогического высказывания.
4. Этап формирования логических связей – на названном этапе обучающиеся определяют логическую последовательность диалогического высказывания,