Развитие учебной самостоятельности младших школьников в процессе организации исследовательской деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Самостоятельность – одно из важнейших качеств человека, которое необходимо формировать с детства. Подготовка подрастающего поколения к жизни, и в частности, к самостоятельности - одна из актуальных задач в развитии личности и индивидуальности. Организация самостоятельной работы - это ответственная и сложная работа, прежде всего, учителя и родителя. Воспитание учебной самостоятельности необходимо рассматривать как одну из самых важных задач обучения и воспитания учащегося. Ученик должен научиться проявлять активность и самостоятельность, не только ставить цели перед собой, но и достигать их.
Развитие учебной самостоятельности в процессе организации исследовательской деятельности является одним из приоритетных направлений общеобразовательных учреждений, важным условием развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Субъектность в деятельности младшего школьника может быть описана через формы принятия им учебной задачи, уровни развития учебного целеполагани
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………..8
1.1. Понятие учебной самостоятельности в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………8
1.2. Психологический портрет младшего школьника………………………………………………………………………..11
1.3. Развитие учебной самостоятельности детей младшего школьного возраста в процессе исследовательской деятельности…………..……………16
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…..23
2.1. Диагностическая программа исследования учебной самостоятельности младших школьников..………….........................................23
2.2. Программа развития учебной самостоятельности младших школьников в процессе организации исследовательской деятельности……..27
Глава 3. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………32
3.1. Анализ констатирующего этапа исследования……………….……32
3.2. Сравнительный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах исследования……………………………………………37
3.3. Рекомендации педагогам и родителям по развитию учебной самостоятельности младших школьников в процессе организации исследовательской деятельности…………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….………………………………..52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..……………………………………………54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеева Л. В. Развитие творческих способностей младших школьников / Л.В. Агеева, А.Н. Шелякина, Е.А. Астафьева, В.Л. Герус, И.Ю. Вахнина // Молодой ученый. — 2017. — № 4. — С. 79–82.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. С. 169.
3. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. С. 304.
4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 160 с. — (Антология мысли).
5. Ворстер А.К. Формирование функциональной самостоятельности учащихся в процессе технологической подготовки [Электронный ресурс] https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/27129/1/lrpo_2005_5_4_058.pdf (Дата обращения 02.06.22).
6. Вархатов Т.А. Мысленный эксперимент как средство исследования в общественных науках / Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. Том 24 (65). 2012. № 4. С. 399.
7. Гордеева Н.В. Тренировочные упражнения для учащихся начальной школы по выполнению исследовательских работ [Электронный ресурс] https://multiurok.ru/files/trienirovochnyie-uprazhnieniia-dlia-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly-po-vypolnieniiu-issliedovatiel-skikh-rabot.html (Дата обращения 02.07.2022).
8. Гомезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003. С. 123.
9. Давыдов В.В. Учебная задача / [Электронный ресурс] https://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2012/thesis/s013/s013-075.pdf (Дата обращения 11.05.22).
10. Давыдов В.В. Психическое развитие младшего школьника / [М. Э. Боцманова, В. В. Давыдов, Н. С. Евланова и др.] – М.: Академия. - 2010. С. 197.
11. Загашев И.О. «Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма» [Электронный ресурс] https://evolkov.net/questions/Zagashev.I.Question.skill.html (Дата обращения 27.07.2022).
12. Зимняя И.А. Учебная деятельность – специфический вид деятельности/ Текст научной статьи в электронной библиотеке [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-deyatelnost-spetsificheskiy-vid-deyatelnosti (Дата обращения 02.06.22).
13. Исаев Е.И. Педагогическая психология. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 347 с. — С. 260.
14. Игры для создания эмоционального настроя [Электронный ресурс] metod-dlya-nastroya.pdf (Дата обращения 03.08.22).
15. Исаев Е.И. Педагогическая психология : учебник для академического бакалавриата/ Е.И. Исаев. – М. : Издательство Юрайт, 2018.-347 с. – Серия : Бакалавр. Академический курс. С.259.
16. Косикова С.В. Новые исследования в образовании / Научно-информационный журнал. № 4
Самостоятельная работа учащегося на этом этапе работы носит поисково-исследовательский характер и требует творческих усилий. Учащиеся в течение длительного срока самостоятельно решают задачи, которые сформулировали самостоятельно. Помощь преподавателя в данном случае заключается в проведении индивидуальных консультаций, в рекомендации соответствующей литературы, в организации обсуждения найденного учеником материала и т. п. [50]. В третьем классе работа над исследовательским проектом расширяется: учащиеся могут работать с дополнительной литературой. В четвёртом классе исследовательская работа выходит на более высокий уровень и становится аналитической. Учащиеся могут проводить анализ, выбрать главное из общего потока информации и оформить го