Работа с одаренными детьми при обучении русскому языку
Введение
Актуальность темы исследования. Выявление одаренных детей – очень важная проблема. Во–первых, потому, что в семье на ранних этапах развития такие дети в большинстве случаев остаются непонятыми, и нередко реакция родителей на активные познавательные способности ребенка бывает негативной. Во–вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно–психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, легко возникающих головных болях и.т.п. Несвоевременная медико–психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний. В–третьих, одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. В результате у одаренных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть ?белой вороной?, и их творческие возможности со временем снижаются. Поэтому дл
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы работы с одаренными детьми при обучении русскому языку в начальной школе 6
1.1 Сущность понятия «одаренность» 6
1.2 Психологические основы детской одаренности 11
1.3 Формы и методы работы с одаренными детьми при обучении русскому языку в начальной школе 16
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Эмпирическое исследование работы с одаренными детьми при обучении русскому языку в начальной школе 24
2.1.Организация, методы и результаты исследования 24
2.2. Организация работы с одаренными детьми при обучении русскому языку в начальной школе 32
Выводы во второй главе 37
Заключение 38
Список литературы 40
Список литературы
1. Абатурова, В.В. Одаренному учащемуся – одаренный педагог / В.В. Абатурова // Администратор образования. – 2018. – №11. – С. 8 – 81.
2. Бабаева, Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков / Ю.Д. Бабаева – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 336 с
3. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков [и др.]. – 2–е изд. – М.: ИЧП Магистр, 2018. – 90 с.
4. Баранова, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 368 с.
5. Булаховский, Л. А. Курс русского литературного языка / Л. А. Булаховский. Киев, 2009. – 407 с.
6. Высоцкий, Л.А. Личностно-ориентированные технологии в условиях проектирования инновационной модели профессионального обучения / Л.А. Высоцкий // Человек и образование. – 2019. –№ 1. С.9 – 72.
7. Виноградов, В.В. Лексикология и лексикография. Избранные труды. / В.В. Виноградов. М.: Наука, 2017. – 310 с.
8. Виноградов, В.В. Русский язык / В.В. Виноградов – М.: Высшая школа, 2012. –113 с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2018. – 150 с.
10. Дьячкова, М. А. Психолого–педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательных учреждениях: учебное пособие. – Екатеринбург: Издательско–полиграфическое предприятие «Макс–Инфо», 2015. – 178 с.
11. Диброва, Е. И. Современный русский язык / Е. И. Диброва – 2017. – 165 с.
12. Комаров, Р.В. Введение в психологию одаренности: учеб. пособие / Р.В. Комаров. – М.: Издатель Мархотин П. Ю., 2015. – 116 с.
13. Краевский, В. В. Методология педагогики: пособие для педагогов исследователей / В.В. Краевский. – Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. – 244 с.
14. Кулемзина, А.В. Учителю об одаренных детях (глазами психолога консультанта) / А.В. Кулемзина // Народное образование. – 2019. – №2. – С. 2–46.
15. Лейтес, Н. С. Проблемы психологии
Несмотря на то, что у каждого ребенка одаренность проявляется по своему одаренным детям присущи некоторые общие особенности:
1. Более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей.
2.Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, техническим устройствам, т. д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
3.Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким–либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.
4.Повышенная концентрация внимания на чем–либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Распределяемость внимания. Одаренные дети уже с трех лет сп