Экспериментирование с разными материалами как способ развития познавательного интереса дошкольника

Скачать дипломную работу на тему: "Экспериментирование с разными материалами как способ развития познавательного интереса дошкольника". В которой изучено значение экспериментальной деятельности с разными материалами в познавательном развитии ребенка дошкольного возраста; Исследована диагностика уровней сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
03.10.2025
Объем файла
320 Кб
Количество страниц
61
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Познавательные интересы значительно влияют на интенсивность личностного развития. Эффективность данного процесса повышается, если познавательные интересы развивать с дошкольного возраста. Данное положение определяет педагогическую целесообразность проблемы изучения и развития познавательных интересов дошкольников. Многообразие и сложность решения данной проблемы требуют совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, активизации традиционных и поиска нетрадиционных форм и методов обучения.
Интерес к познанию, потребность в освоении необходимых знаний возникают у ребенка в процессе деятельности, наиболее значимой для каждого возрастного периода его развития. К этому выводу приводят исследования Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова и других.
В психолого-педагогических исследованиях познавательные интересы рассматривались с разных позиций: как избирательная направленность мыслей и помыслов человека, его особая умственная активность (С.Л. Рубинштейн); как отношение человека к объекту, имеющему для него особое жизненное значение (А.Г. Ковалев); как эм

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ 6

1.1 Особенности развития познавательного интереса и любознательности у детей дошкольного возраста 6

1.2 Значение экспериментальной деятельности с разными материалами в познавательном развитии ребенка дошкольного возраста 17

2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА 23

2.1 Диагностика уровней сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 23

2.2 Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 32

2.3 Контрольный этап опытно-экспериментальной работы 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

ПРИЛОЖЕНИЕ 47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б.Г. Психология умственного познания. – М., 2019.- 987 с. 

2. Батищев Г.С. Познание и творчество // Природа. – 2020.- 321 с. 

3. Бодрова Е.В., Юдина Е.Г. Проблема творческого мышления в обучении дошкольников // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2020.- 569 с. 

4. Бондаренко С.М. Психология развития дошкольников. – Минск, 2020.- 365 с. 

5. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. М.,2019.- 587 с. 

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 2019.- 658 с. 

7. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М., 2021.- 325 с. 

8. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Шороховой В.В. – М., 2020.- 256 с. 

9. Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание, 2019.- 874 с. 

10. Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников // Советская педагогика, 2018.- 874 с. 

11. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание, 2020.- 365 с. 

12. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 2020.-569 с.

13. Дощицена З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе. М., 2021.- 230 с. 

14. Захаревич Л.Ф. Особенности возникновения и развития познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений у дошкольников: Автореф. дис. к. п. н. – М., 2021.- 587 с. 

15. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду – М.:Сфера, 2020.- 587 с. 

16. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- ЛИНКА-ПРЕСС, 2020.- 256 с. 

17. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. 2019.- 587 с. 

18. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. к. п. н. – Барнаул, 2019.- 587 с. 

19. Куликова Т.А. Введение детей в технологию решения проблемной задачи // Современное образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 2020. – 632 с. 

20. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Пед. общество России, 2019.- 658 с. 

21. Лисина М.И. Общение, личность и психология ребенка. – М., 2019.- 987 с. 

22. Локтионова З.А., Варыгина В.В. По

Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировали предположения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Мы учили ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с р