Формирование навыка словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровень развития речи) с использованием системы продуктивных словообразовательных моделей

Скачать дипломную работу на тему: "Формирование навыка словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровень развития речи) с использованием системы продуктивных словообразовательных моделей". В которой определены особенности навыка словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Разработана и апробирована экспериментальная программа по развитию навыка словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
03.10.2025
Объем файла
222 Кб
Количество страниц
55
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и обоснование проблемы. Проблеме детского словообразования уделяли внимание уже давно, и до настоящего времени интерес к этой проблеме не исчезает, поскольку словообразование выполняет множество функций, существенно влияя на развитие языковой речи ребенка.
В последнее время все более популярным становится компетентностный подход в обучении. Проблеме становления ключевых компетенций в дошкольном возрасте посвятили свои работы (Н.Н. Авдеева, Т.И. Алишева, А.Г. Гогоберидзе, И.А. Зимняя, О.Л. Князева, М.В. Крулехт, Л.А. Парамонова, Джон Равен, Р.Б. Стеркина, Е.Г. Юдина и др.).
Состояние речевого развития дошкольника определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе дошкольного детства. Речевая компетенция ребёнка предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую, монологическую, коммуникативную составляющие.
Широко рассматривается проблема формирования словообразовательного навыка у детей дошкольного возраста. К концу д

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………...…........3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ……..8
1.1.Лингвистические, психолингвистические аспекты словообразования…………………………………………………………………8
1.2. Основы формирования навыка словообразования у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...16
1.3. Особенности словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ………………….…………….............................................26
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ……….35
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...35
2.2. Экспериментальная программа по формированию навыка словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием системы продуктивных словообразовательных моделей…………….42
2.3. Анализ и интерпретация полученных данных по результатам констатирующего и контрольного этапов эксперимента…………………......49
Заключение……………………………………………………………………….57
Список литературы………………………………………………………………60

Список литературы

1. Александрова Т.В. Практическое пособие по формированию грамматического строя речи у дошкольников.: пособие для логопедов и воспитателей / Т.В. Александрова. - С.П.б.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008 - 48 с.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 2000. - 400 с.

3. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах: пособие для родителей, логопедов, воспитателей / Е.А. Алифанова, Н.Е. Егорова.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.

4. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты: Кн, 2. / Е.А Алябьева. - М.. ТЦ Сфера, 2006. - 208 с.

5. Арефьева З.А., Подобед С.О. Организация работы логопедического пункта в ДОУ / З.А. Арефьева, С.О Подобед // Логопед.- 2004.- №6.-С. 50-59.

6. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи дошкольника: некоторые итоги исследования // Дошкольное воспитание. 1997. № 2.

7. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи / А.Г. Арушанова. - М.: ВЛАДОС,2005. - 296 с.

8. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка / Н.С Валгина. - М.: Издательство АГАР, 2000. - 416 с.

9. Васильева Н.А. Наглядность как средство формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР / Н.А Васильева. - Режим доступа: http://nsportal.ru.

10. Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова.- СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2005.-144 с.

11. Волковская Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования / Т.Н. Волковская. - М.: Изд. дом образование плюс, 2009.-103с.;

12. Володина В. О согласовании существительного с числительным в речи детей 5 – 6 лет / В. Володина // Дошкольное воспитание. – 2009. - №8. С.52 - 55.

13. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: учебно-методическое пособие / Т.В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. - 256 с.

14. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В.Н. Волчкова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007. - 112 с.

15. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю.Ф. Гаркуши.- М.: Секачев В.Ю. ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. - 128 с.

16. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2002. – 144 с.

17. Гончарова В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи. Автореф. дис. канд.пед.наук. - СПб.: 2002.

18. Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР / Л.М. Граб. - М., 2005. - 56 с.

19. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия / Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б Филичева. – Екатеринбург: ФЕНИКС, 2000. - 316 с.

20. Журавель Н.И. Планирование заняти

По мнению М.И. Лисиной, развитие общения со сверстниками у дошкольников проходит ряд этапов, качественно преобразуясь на каждом из них: первый этап - эмоционально-практическая форма общения (2–4 года жизни); второй - ситуативно-деловая форма общения (4–6 год жизни); третий — внеситуативно-деловая форма общения (6–7 лет). В основе этого преобразования лежит изменение содержания коммуникативной потребности. Коммуникация может быть речевой и неречевой[32].
В современных исследованиях содержательная линия речевого развития дошкольника определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе дошкольного детства.
Под речевой компетенцией понимается умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые, (мимика, жесты, движении) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности.
Речевая компетенция ребёнка предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогич