Развитие монологической речи детей 6 – 7 лет в процессе обучения пересказу
Введение
Актуальность исследования. На стадии становления и развития современного общества происходят значительные изменения в требованиях к развитию личности детей дошкольного возраста. По мнению ряда исследователей, таких, как М. М. Конина, Е. Ф. Лукина, особая роль отводится формированию таких умений, как прогнозирование, применение фантазии и творчества, восприятие, умение использовать речь в общении, так как современное общество постоянно развивается, открывая новые возможности. Дети дошкольного возраста так же являются членами такого общества, поэтому им необходимо творчески воспринимать жизненные ситуации, находить пути их решения или преодоления. Тем не менее, правильная, выразительная и образная речь у старших дошкольников не может возникнуть самостоятельно. Данные составляющие могут проявиться в условиях воспитательного и образовательного процессов. Здесь важным компонентом также выступает обучение дошкольников перессказу.
Обучение перессказу – один из важнейших источни
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 3
1 Теоретические основы развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе пересказа литературных произведений…………..…………………6
1.1 Пересказ литературного художественного произведения в развитии монологической речи дошкольников………………………………………6
1.2 Характеристика речевого развития детей 6 – 7 лет…………………….12
2 Методические основы развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе пересказа литературных произведений……….……………17
2.1 Выявление уровня развития монологической речи у детей…………………………...17
2.2 Педагогические условия монологической речи детей6-7 лет в процессе пересказа литературных произведений старшего дошкольного возраста…..…………22
2.3 Методические рекомендации по развитию монологической речи детей 6-7 лет в процессе пересказа литературных произведений……………………28
Заключение…………………………………………………33
Список использованных источников…………………………………………... 35
Приложение А «Методики констатирующего эксперимента»……….…..…..40
Приложение Б «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Бишка»……..…….….. 43
Список использованных источников
1. Адриенко, Е. В. Психология детства : учебное пособие для студентов / под редакцией В. А. Сластенина. – Москва : Современная школа, 2015. – 230 с. ISBN 978-5-7695-9218-8. – Текст : непосредственный.
2. Астахов, А. П. Новейший психолого-педагогический словарь / А. П. Астахов. – Москва: Современная школа, 2015. – 928 с. – Текст : непосредственный
3. Артеменко, О. Н. Педагогика : учебное пособие / О. Н. Артеменко, Л. И. Макадей. – Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь, 2015. – 251 с. – URL: http://biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=457136 (дата обращения: 05.03.2020). – ISBN 978-5-9296-0731-8. – Текст : электронный.
4. Алиева, С. В. Педагогика : учебное пособие / С. В. Алиева. – Москва : Дашков и К, 2013. – 424 c. – ISBN 978-5-394-01013-2. – Текст : непосредственный.
5. Амельков, А. А. Психологическая диагностика личности : методические рекомендации / А. А. Амельков. – Мозырь: Содействие, 2018. – 679 с. – ISBN 985-679-231-2. – Текст : непосредственный.
6. Безрукова, В. С. Педагогика : учебное пособие / В. С. Безрукова. – Ростов – на – Дону. : Феникс, 2017. – 381 c. ISBN 9785222200148. Текст : непосредственный.
7. Баринова, Е. В. Восприятие художественной литературы у дошкольников : методическое пособие / Е. В. Баринова. – Ростов – на – Дону : Феникс, 2014. – 300 с. – Текст : непосредственный.
8. Бердашкевич, А. П. Образовательные стандарты и непрерывное образование / А. П. Бердашкевич, Н. Т. Тихомирова. – Текст : электронный // Народное образование. – 2011. – № 2 – С. 11–19. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15628048. – Дата публикации: 21.01.2011.
9. Бэн, А. Психология : учебное пособие / А. Бэн.– Москва : Дрофа, 2018. – 104 с. – Текст : непосредственный.
10. Волков, Б. С. Психология общения детей в детском возрасте : учебное пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – Москва : Педагогическое общество России, 2011. – 278 с. ISBN 978-5-388-00233-4. – Текст : непосредственный.
11. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии : учебное пособие / Л. С. Выготский – Москва : Юрайт, 2016. – 199 с. – ISBN 5-699-03524-9 – Текст: непосредственный.
12. Венгер, Л. А. Психология: учебное пособие / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – Москва : Просвещение, 2018. – 336 с. – ISBN 5-09-000760-8. – Текст : непосредственный.
13. Василькова, Т. А. Дошкольная педагогика: педагогический опыт и методы работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т. А. Василькова. – Москва: ИЦ Академия, 2017. – 208 c. – Текст : непосредственный.
14. Васильева, Т. С. ФГОС нового поколения о целеполагании в педагогике / Т. С. Васильева. – Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). – Т. 0. – Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. – С. 124-126.
15. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М. Н. Гуслова. – Москва : ИЦ Академия, 2013. – 288 c. ISBN 978-5-7695-9853-1. – Текст : непосредственный.
16. Голованова, Н. Ф. Игровая деятельность дошкольников – основа позитивной социализации / Н. Ф. Голованова. – Текст : непосредственный // Детский сад: теория и практика
На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Они достаточно хорошо образуют множественное число существительных (кукла – куклы, изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла – куколка). Быстро накапливается «математический» словарь, что заставляет детей соласовывать числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна кукла, две куклы). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек).
Уровень развития речевого слуха ребенка в 6 лет позволяет ему: контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в произношении звуков и слов; усваивать правила ударения в со