Обогащение словаря детей в процессе трудовой деятельности
Введение
Актуальность исследования. Речь во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Л. С. Выготский, исследуя проблемы обучения, писал, если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослыми, то дошкольник принимает эту программу в той мере, в какой она станет его собственной. Для того, чтобы ребенок сделал ту или иную программу своей, необходимо использовать те виды деятельности, которые привлекают его, соответствуют его возрасту. Следовательно, гарантия полноценного развития существует только тогда, когда обучение опирается на знание закономерностей психического и индивидуального развития ребенка.
К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое о
Содержание
Введение…………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические основы методики обогащения словаря детей дошкольного возраста…………………………………………………...7
1.1. Исследования психологов и педагогов в области словарной работы с детьми дошкольного возраста………………………………………………….7
1.2. Особенности формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста………………………………….…………......................16
1.3. Роль трудовой деятельности в процессе обогащения словаря дошкольника ……………………………………...……………………………..27
Глава 2. Педагогические условия обогащения словаря детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности ………………29
2.1. Особенности словаря детей младшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)………………………………………………..29
2.2. Пути и средства формирования словаря детей дошкольного возраста при ознакомлении с трудом (формирующий эксперимент) ……….35
2.3. Результаты экспериментальной работы (сравнительный анализ)...39
Заключение…………………………………………………………….....41
Список литературы………………………………………………….......42
Приложения………………………………………………………….…...47
Список литературы
1.Агишева Р.Л. Я – башкортостанец: Программа, Уфа, БИРО, 2004.
2.Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников родному языку. М.: Педагогика, 1978.
3.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. Конспекты занятий. Изд. 4-е. – М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2018.
4.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения
8.Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.
9.Белякова Г. Л. Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарного осознания языковых явлений: Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1982.
10.Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пединститутов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1998.
11.Брудный А.А. Значение слова и психология противопоставлений // Семантическая структура слова. М., 2011.
12.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2017.
13.Воспитание дошкольников в труде. Под ред. В.Г.Нечаевой – М.: просвещение.1974.
14.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.1956.
15.Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М.: 1978.
16.Гасанова Р.Х. Земля отцов: программа-руководство.- Уфа, БИРО, 2019.
17.Гербова В.В. Занятия по развитию речи во II младшей группе детского сада. Планы занятий. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2018.
18.Година Г.Н. Воспитания положительного отношения к труду. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. Под редакцией А.М.Виноградовой. 2-е издание, исп. и доп. М.: Просвещение.1989.
19.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.:1961.
20.Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И.Логинова, Т.И.Баба
Развитие речи и мышления – один из важнейших разделов педагогики раннего детства, направленной на умственное развитие ребенка, которому предстоит жить в XXI в., в третьем тысячелетии. Это ко многому нас обязывает: мы должны обеспечить ребенку возможности для овладения технологиями, базирующимися на новейших достижениях науки и рассчитанными на развитый человеческий интеллект.
Формирование мышления начинается с первых лет жизни ребенка. Это непрерывный процесс, в котором первые три года играют стратегически важную роль как стартовый период, период интенсивного развития мозга ребенка.
Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода, а не с точки зрения его несовершенства. Не случайно в последние десятилетия во всем научном мире появился особ