Программа психолого–педагогической коррекции по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
По мнению Л.И. Божович, А.А. Бодалёва, В.С. Мухиной, ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции.
Проблема преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. А.И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние ра
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯСТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Понятие страха в психологии 6
1.2 Изучение страхов детей дошкольного возраста 14
1.3 Сказкотерапия как метод коррекции страхов детей дошкольного возраста 21
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 24
ГЛАВА 2 .КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ СКАЗКОТЕРАПИИ 26
2.1 понятие и сущность сказкотерапии 26
2.2 форы и методы организации занятий с детьми с использованием сказкотерапии 29
2.3 эффективность метода сказкотерапии 39
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 47
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛУЧЕННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 49
3.1. психолого-педагогические рекомендации педагогам-психологам 49
3.2. психолого-педагогические рекомендации родителям (законным представителям) 52
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2006. № 2.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников. — М.: Академия, 2000.
3. Алексеенко В., Лощинина Я. Сказкотерапия. Нравственное и эмоциональное развитие дошкольников. — М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2008.
4. Бочарова И. Сказкотерапия, ее смысл и возможности // Дошкольное образование. 2002. № 13.
5. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. — Курск: Академия Холдинг, 1976.
6. Вадченко Н.Л, Хаткина Н.В. Азбука и сказки, загадки и подсказки. — М.: Лабиринт—К, 1998.
7. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. — М.: Генезис, 2011.
8. Включение методов сказкотерапии в современный урок и воспитательный процесс. http://alldeti.narod.ru/_pedagogam.html
9. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста. — М., 2000.
10. Волшебный мир кукол. http://www.gazeta.edu.severodvinsk.ru
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1956.
12. Гребенщикова Л. Основы куклотерапии. Галерея кукол. — СПб.: Речь, 2007.
13. Грекова О.Ю. Детский фольклор. — Ярославль, 1998.
14. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи... Методика приобщения детей к чтению. — М.: Линка—Пресс, 2003.
15. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. — М., 1992.
16. Дети и сказка. http://fairypot.narod.ru
17. Детские страхи — это серьезно. http://www.izh.ru
18. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. — М., 1996.
19. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПБ.: Речь, 2007.
20. Здоровье. Сказкотерапия. http://www.sunhome.ru
21. Зинкевич—Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2003.
22. Зинкевич—Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — СПб.: Речь, 2003.
23. Зинк
Физиологические механизмы, лежащие в основе переживания страха, являются, на его взгляд, одинаковыми для всех эмоций, они не дифференцируются от содержания и качества эмоции. Это качество определяется тем, как человек интерпретирует и оценивает ситуацию. Так, если человек оценивает ситуацию, как угрожающую, физиологическое возбуждение, возникающее в данной ситуации переходит в страх, а не в радость или удивление. Другими словами, переживание страха зависит от автономного возбуждения и от когнитивной интерпретации этого возбуждения - заключения человека о его причинах на основе анализа ситуации, в которой появилась эмоция.
В экспериментах С. Шехтера было также показано, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в значительной степени зависит от того, как сопереживают этому человеку другие находящиеся рядом люди. Причем этот эффект зависит от того, как сопереживающий