Изучение агрессивного поведения у младшего школьного возраста
Введение
Одна из самых актуальных проблем образовательных учреждений – агрессивность поведения младших школьников. Проявление агрессии может влиять на много факторов, включая возраст, особенности личности, внешнее физическое и социальное состояние. Понимание механизмов, формирующих агрессивное поведение у детей младшего школьного возраста, поможет не только объяснить причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, но и выявить средства психологического воздействия на детей, уточнить основные направления психолого-педагогической коррекции и профилактики агрессивного поведения на уровне начальной школы.
Вопросы агрессивного поведения рассматриваются многими зарубежными и отечественными исследователями. В частности, в зарубежной практике агрессивное поведение рассматривается в рамках инстинктивного подхода (З. Фрейд, К. Лоренц и др.), биологического (В. Гесс, Р. Джекобс, С. Медник, Д. Олдс и др.), фрустрационного (Дж. Доллард, Л. Дуб, Н. Миллер и др.), когнитивного
Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы коррекционной работы агрессивного поведения с младшими школьниками ……………………………………… 6
1.1. Основные понятия и категории, связанные с агрессивным поведением……………………………………………………………………. 6
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения у младших школьников……………………………………………………………………. 9
Глава 2. Организация экспериментального исследования агрессивного поведения младших школьников и методы коррекционной работы ……... 13
2.1. Организация констатирующего этапа эксперимента и его результаты 13
2.2. Организация формирующего этапа эксперимента…………………….. 19
2.3. Организация контрольного этапа эксперимента и его результаты ….. 21
Заключение …..……………………………………………………………….. 24
Список используемой литературы ………………………………………….. 26
Приложение А Результаты бесед с классным руководителем, школьным психологом и педагогического наблюдения на выявление склонности к агрессивному поведению ………. 30
Приложение Б Диагностика с помощью опросника Л.Г. Почебут………... 31
Приложение В Результаты коммуникативной игры «Путешествие на остров»………………………………………………………………………… 32
Приложение Г Программа коррекции агрессивного поведения младших школьников……………………………………………………......................... 33
Список используемой литературы и используемых источников
1. Александрова, Е.В. Теоретические подходы к организации исследования по коррекции агрессивного поведения у младших школьников / Е.В. Александрова // Интеграция наук. - 2018. - № 8 (23). - С. 517-518.
2. Башкатова, Ю.А. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с разным уровнем агрессивности: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. - Ярославль, 2014. - 318 с.
3. Бусыгина, А.А. Коррекция агрессивного поведения как научная проблема / А.А. Бусыгина, С.Г. Олешко // Векторы образования: от традиций к инновациям: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (Анапа, 26–30 октября 2020 года). - Краснодар: ИД Юг, 2020. - С. 12-13.
4. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностные подходы в образовании. Проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М.: Логос, 2017. – 336 с.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Юрайт, 2020. - 161 с.
6. Голованов, В.П. Психолого-педагогическая поддержка и коррекция развития личности детей с агрессивным поведением / В.П. Голованов // Педагогика: история, перспективы. - 2020. - Т. 3. - № 6. - С. 123-129.
7. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста: учебное пособие / О.О. Гонина. - М.: ФЛИНТА, 2018. - 272 с.
8. Гученок, Е.С. Роль педагога в профилактике и предотвращении агрессивного поведения ребенка младшего школьного возраста / Е.С. Гученок, К.Ю. Брешковская // Современные образовательные технологии в подготовке педагога с учетом профессионального стандарта: сборник материалов международной научно-практической конференции (Орехово-Зуево, 08 декабря 2016 года). - Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2017. - С. 164-168.
9. Лапп, Е.А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса: учебное пособие / Е.А. Лапп, Е.В. Шипилова. - М.: Юрайт, 2021. - 147 с.
10. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения: учебник и практикум для вузов / Ю.Н. Лапыгин. - М.: Юрайт, 2021. - 248 с.
11. Ленючева, А.В. Особенности и коррекция агрессивного поведения младших школьников / А.В. Ленючева, В.Б. Чупина // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: материалы V Международной научно-практической конференции (Красноярск, 22–23 ноября 2018 года). - Красноярск: Версо, 2018. - С. 541-544.
12. Микляева, Н.В. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: моделирование образовательных программ: учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2021. - 362 с.
13. Милованова, Е.В. Агрессивное
Так, в последние десятки лет интерес к проблемам детской агрессии не приходится, а, наоборот, возрастает, свидетельствуя о важности и актуальности темы учебной работы. Тем не менее, до сих пор недостаточно изучены такие важнейшие для педагогических практик аспекты как выявление комплекса факторов, которые обусловливают агрессивное поведение младшего школьного возраста и поиск методов его корректировки. В контексте учебной работы агрессивное поведение рассматривается как форма поведения, направленная на физическое и моральное ущерб.
Объяснение результатов исследований, изложенных в теоретическом исследовании, позволяет сделать вывод о множестве специфических индивидуальных и социальных особенностей и предпосылках функционирования агрессивной личности младшего школьного возраста, которые образуют определенный симптом комплекс, имеющий специфические о