Программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию подростков в образовательной организации
ВВЕДЕНИЕ
Экологическое образование — это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, а также системы научных и практических знаний и умений, поведения и деятельности.
В систему экологического образования заложены следующие принципы: интеграция, непрерывность, гуманизм, научность, систематичность и взаимосвязанность раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии.
Экологическое образование играет важную роль во всей системе общего среднего образования. Оно выполняет следующие педагогические функции:
- формирует общеучебные и общечеловеческие умения прогнозировать свою деятельность и деятельность других людей;
- способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся;
- является существенным компонентом гуманизации всего школьного образования;
- расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения [31].
Актуальность экологического образования об
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Обзор литературы 4
1.1. Актуальные вопросы современного экологического образования 4
1.2. Педагогические факторы экологического образования учащихся 16
1.3. Анализ моделей экологического образования, использующихся в системе школьного образования 20
2. Обьект и методы исследования 28
2.1. Обьект исследования 28
2.2. Методы исследования 31
2.2.1.Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина). 33
2.2.2. Методика диагностики личностного роста(авторы И.В.Кулешова, П.В.Степанов, Д.В.Григорьев) 34
3. Результаты и обсуждение 37
3.1. Результаты и анализ анкетирования 37
3.2. Программа учебного курса экологии для 5-7 классов среднейобщеобразовательнойшколы 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - 3-е изд., СПб.: Виктория Плюс, 2001. - 288 с..
2. Андреева Н.Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. высш. учеб.заведений I Н.Д. Андреева, В.П.Соломин, Т.В.Васильева; под ред. Н.Д.Андреевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 208 с.
3. Андрюхина Л.М. Региональная политика, культура и содержание образования / Регион: Политика -Культура - Образование: Сб. науч. тр. - Екатеринбург: Изд-во Ур. О. РАН, 1994,- С. 107-129.
4. Баранова Т.Б. Психологические особенности ценностного отношения школьников к природе /на материале 4-10 классов/: Дисс. канд. псих.наук. - Киев, 1984. - 180 С.
5. Борейко В. Е. Прорыв в экологическую этику. Изд. 4-е, доп. Киев, 2005. 207 с.
6. Борискин, А.Ф. Проектирование содержания и реализация методического обеспечения экологического образования школьников в естествознании :дис. ... канд. пед. наук / А.Ф.Борискин. Екатеринбург.- М.: РГБ, 2002. - 174 с.
7. Браус Дж., Вуд Д. Стратегии экологического воспитания, которые работают. Листья в ладонях. 2008; 8: 8-27. References
8. Вайберт Э.В. Проблемы формирования экологической культуры в процессе образования // Вестник филиала РГСУ в г. Чебоксары. 2008. № 2(19). С. 196-198.
9. Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. // — НШ., 1998. № 6. — С. 154.
10. Габев, Я.И. Теоретические основы природоохранительного образования. - Кишинев: Штиинца, 1981. - 159 С.
11. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. 243 с.
12. Гирусов Э.В. Система «общество-природа» (проблемы социальной экологии). - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 167 с.
13. Гирусов Э.В., Мамедов Н.М. Экологическая культура // Культура: теории и проблемы. - М., 1995. —274 с.
14. Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры // НШ — 1998. №6. — С. 54.
15. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя: Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. — М.: «Современный писатель», — 1998 — С. 432
16. Глазачев С.Н. Экология: учебная книга - ж. «Экология и жизнь», 1997, 2-3.
17. Голохвастова Е.Ю., Коростелев А.А. Педагогические условия формирования общих компетенций у студентов-экологов // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 26-29.
18. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 191 с.
19. Горелова Р.И. Формирование экологической культуры учащихся в современной развивающей
Для экологического воспитания и образования в данной школе используются разнообразные формы работы:
поисково - исследовательские (экологическое исследование «Мусор в лесу», с последующей практической деятельностью по утилизации свалок).конкурсные (конкурс поделок из бросового и природного материала «Подарок на пользу себе и природе»);
игровые (экологические викторины, игры, спектакли);
познавательные (классные часы на экологическую тематику, уроки-семинары, уроки-диспуты, «круглые столы», «Урок чистой воды»);
продуктивные (озеленение школьных рекреаций, озеленение школьной территории, уборка территории лесов лесопарковой зоны) [37].
Кроме того, в школе были проведены различны