Особенности психологической адаптации к дошкольному образовательному учреждению часто болеющих детей
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Дошкольная образовательная организация — это место для становления ребенка на ее начальном этапе, а также группа сверстников является микроформой общества, в рамках которой дошкольник знакомится со знанием социальных нормам, приобретает определенные навыки взаимодействия с обществом. Таким образом, важно определить индивидуальные черты критерия физического здоровья в дошкольном возрасте, когда компенсаторные функциональные возможности формирующейся личности детей еще велики и есть возможность препятствовать формированию стойкого патологического проявления, и способствовать дальнейшей психологической адаптации на более поздних этапах психологического развития как личность.
Проблема адаптации связана с тем, что в последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей, посещающих дошкольные учреждения в раннем возрасте.
По данным ВОЗ, критическими возрастными периодами для детского организма являются первый год жизни, 3 года, 7 лет. В эти пе
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Проблема адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению 7
1.1 Понятие адаптации и ее основные характеристики 7
1.2 Психологические аспекты адаптации ребенка к детской образовательной организации. 9
1.3 Протекание адаптационного периода у детей дошкольного возраста 16
2 Психологические особенности развития часто болеющих детей 20
2.1 Определение понятия "часто болеющий ребенок" 20
2.2 Социально-педагогическая характеристика детей с частыми заболеваниями 23
3 Эмпирическое исследование особенностей психологической адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению 27
3.1. Описание выборки 27
3.2. Описание методов диагностики 28
3.3 Описание полученных результатов 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 57
ПРИЛОЖЕНИЕ В 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авилова, И. В. Профилактическое взаимодействие детского учреждения и семьи для облегчения процесса адаптации детей раннего возраста / И. В. Авилова. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва: Буки-Веди, 2018. — С. 85-88.
2. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / Приложение к журналу «Управление ДОУ». - М.: ТЦ Сфера, 2005. — 128 с.
3. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2003.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреева. - М., 1997.
5. Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям / В.Н. Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина и др. – Ярославль: Академия, 2001.
6. Богданова В.В., Желтикова Н.Ф. Психологические особенности адаптации ребенка 2-3 лет к детскому саду // В сборнике: Теоретикометодологические и прикладные аспекты социальных институтов права, экономики, управления и образования Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Гуманитарно-социальный институт. — 2016. — С. 179-183.
7. Божович, Л.И. Личность ребенка, и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968.
8. Валлон А. Психическое развитие ребенка /А.Валлон //М. – 2007. – 450с.
9. Варпаховская О. Зеленая дверца: первые шаги в общество /О. Варпаховская //Ребенок в детском саду. – 2015. – 305 с.
10. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад / Н.Д. Ватутина. - М.: Просвещение, 1983.
11. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Павловой Л.Н. Фонаревой А.М., Новоселова С.Л. и др. - Изд-во: М.: Просвещение, 1986 г. – 176 с.
12. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Под ред. Е.О. Смирновой, Н.Н. Авдеевой, Л.Н. Галигузовой и др. - М.: Просвещение: учебная литература, 1996. - 158 с.
13. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте /Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Педобщество, 2007. – 240 с.
14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С. Выготский //СОЮЗ. – 2012. – 224 с.
15. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.-Л., 1956.
16. Гаврилова, Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей // Вопросы психологии. - 1984. - № 1.
17. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до шести лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – Изд-во: М.: Интор, 1996. – 160 с.
18. Глебов В.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения // Дошкольное воспитание. — 2013. - № 11. — С. 116-120.
19. Горшкова, Е. В. Использ
Взрослый, как видно из сказанного выше является главным. Его поведение во многом зависит от того, как взрослые подходят к детям в период адаптации и как они организуют групповую жизнь. Среди всех причин, по которым детям трудно адаптироваться к новым условиям, наиболее серьезной следует считать отсутствие единообразия в требованиях к семейному и детскому воспитанию.
2 Психологические особенности развития часто болеющих детей2.1 Определение понятия "часто болеющий ребенок"Проблема часто болеющих детей в системе охраны здоровья матери и ребенка очень важна. Основной объем у детского населения часто болеющих детей приходится на возраст 3-4 года. Кроме того, современные исследования показали, что доля часто болеющих детей колеблется от 25,0 до 56,9% всех заболеваний у детей дошкольного возраста. А ведь третья часть причины потери трудоспособности является уход за часто болеющими детьми. Также, как утверждают исследователи, факторами риска развития хронической пат