Коррекция синдрома гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Введение
Старший дошкольный возраст – это важный период в личностном и психологическом развитии ребенка, а также в развитии мышления, воли, внимания. Это так называемый подготовительный возраст, после которого ребенок перейдет на новую ступень – и начнется кризис 7 лет, характеризующийся сменой ведущего вида деятельности с игрового на учебный, увеличением самостоятельности и социального окружения.
В настоящее время развитие и становление личности старшего дошкольника проходит в сложных социально-экономических, экологических условиях. В современном обществе формируется тенденция увеличения процента детей, у которых наблюдается нарушение в поведение и обучение. Таких детей называют гиперактивными.
В работах Гиппократа в V в. до н.э. отчетливо описывается проблема гиперактивности и невнимательности. А в стихотворении о ребенке ?Непоседа Филя? 1809 года немецкого врач-психоневролога Г. Хоффман впервые описывает признаки гиперактивности [17, с. 8].
На протяжении долгого време
Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретические основания исследования проблемы коррекции гиппрактивности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
1.1. Гиперактивность. Причины и механизмы. 8
1.2 Особенности поведения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 16
1.3 Коррекционная работа по коррекции гиперактивности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 21
Выводы по первой главе 26
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по коррекции синдрома гиперактивности детей старшего дошкольного возраста посредством кинезиологических упражнений 28
2.1. Изучение проявления синдрома гиперактивности детей старшего дошкольного возраста 29
2.2. Реализация комплекса занятий, направленного на коррекцию гиперактивности детей старшего дошкольного возраста 35
Выводы по второй главе 64
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Список использованной литературы
1. Алексеев, О.В. Комплексный подход к коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью[Текст] / О.В. Алексеев, А.Л Королева. // Специальное образование. – 2010. - № 3. – С. 5-13.
2. Арцишевская, И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду [Текст] / И.Л. Арцишевская. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 64 с.
3. Афанасьева, А. Мониторинг и коррекция СДВГ у детей [Электронный ресурс]: электр. статья / А.В. Афанасьева. - Опубликовано 02.07.2013. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy- sad/raznoe/2013/07/02/programma-monitoring-i-korrektsiya-sdvg-u-deteydoshkolnogo-vozrasta
4. Баркан, А. Плохие привычки хороших людей [Текст] / А. Баркан. - М.: АСТ, 2014. – С. 210 -215.
5. Башкуева, Е.Л. Использование кинезиологических упражнений «Гимнастика мозга» в работе с детьми младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: электр. статья / Е.Л. Башкуева. – Режим доступа: http://sch1240.mskobr.ru/files/attach_files/stat_ya_ispol_zovanie_gm_v_rabote_s_ det_mi_mshv.pdf
6. Болотовский, Г.В. Гиперактивный ребенок [Текст] / Г.В. Болотовский, Л.С. Чутко, И.В. Попова. – М.: Омега, 2010. – 160 с.
7. Брязгунов, И.П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях [Текст] / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. – М.: Институт психотерапии, 2008. – 208 с.
8. Василькина, Ю.К. Что делать, если ребенок непоседа [Текст] / Ю.К. Василькина. – М.: Эксмо, 2013. – 160 с.
9. Габдракипова, В.И. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью [Текст] / В.И. Габдракипова, Э.Г. Эйдемиллер. – М.: Перспектива, 2016. – 44 с.
10. Макарова, И.В. Лекции по детской психиатрии [Текст] / И.В. Макарова. – СПб.: Речь, 2007. – С. 293-300.
11. Гранчак, И.А. Особенности работы с гиперактивными детьми [Электронный ресурс]: электрон. статья / И.А. Грачак. –Опубликовано
29.08.2012. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/08/29/osobennosti-raboty-s-giperaktivnymi-detmi
12. Дети с СДВГ. Причины, диагностика, комплексная помощь [Текст] / Под ред. М.М. Безруких. – М.: МПСИ, 2009. – 248 с.
13. Детская патопсихология. Хрестоматия [Текст] / Сост.: Н.Л. Белопольская. // Под ред. О.В.Шапошникова. – М.: Когито-Центр, 2010. – С. 327-346.
14. Досани, С.С. 52 способа преодоления
Занятия проходили в группе. Обстановка и интерьер располагала детей к комфортному пребыванию на занятиях. В группе было все необходимое для проведения занятий: коврики, столы, музыкальное сопровождение и материал для проведения индивидуальных заданий. Атмосфера на занятиях была дружелюбной.
Занятия проходили по содержанию конспектов. Ребята уже были заинтересованы данной деятельностью, так как детям представлялась более свободная форма проведения занятий. На занятиях проводились развивающие упражнения, игры, индивидуальные задания. Детям предоставлялась возможность работать как индивидуально, так в группе детей.
На первых занятиях с ребятами предлагалось познакомиться друг с другом с помощью таких игр как «Имя», «Колпак мой треугольный»; освоить технику выполнения упражнений, в том числе технику выполнения кинезиологических упражнений. Целью первых занятий знакомство участников друг с другом, установление доброжелательных отношений.
В последующих занятиях вводиться по одному новому кинезиологическому упражнению, при этом техника выполнения объясняется более подробно, темп выполнения медленный. Также на занятиях прорабатываются и закрепляются ранние освоенные кинезиологичес