Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в сравнении с нормально развивающимися сверстниками
Введение
Актуальность исследования. Проблема развития воображения у детей дошкольного возраста все больше привлекает внимание психологов. Современные направления развития психологической науки и образовательной практики ставят новые вопросы при ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения.Воображение, как психическая функция, преобладает высокой ценностью в жизни каждого человека. Поэтому можно сказать, что эффективность образования во многом зависит от развития таких навыков, как воображение. Поэтому важность данной работы заключается в том, что на современном этапе развития образования основной проблемой является рост числа детей с нарушениями речи и, в связи с этим, проблема предупреждения и преодоления детской дезадаптации у данной категории детей, которая проявляется в низкой успеваемости, трудностях в отношениях с окружающими и отклонениях от правил поведения.
Содержание
Введение
1 Теоретико-прикладные аспекты исследования воображения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Воображение, его особенности, виды и функции
Особенности воображения у детей с нарушениями речи.
1.3 Психологические особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием и с нарушениями речи
2 Экспериментальное изучение воображения у детей 5-6 лет с нарушениями речи
2.1 Организация исследования воображения у детей 5-6 лет с нормальным развитием и нарушениями речи
2.2 Особенности воображения у детей 5-6 лет с нарушениями речи
Заключение
Список использованных источников
Список использованных источников
Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е. Агранович. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 628 c.
Акименко, В. М. Ваш домашний логопед. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста / В.М. Акименко. - М.: Феникс, 2006. - 256 c.
Белавина, Н. Н. Логопедические карточки / Н.Н. Белавина. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2009. - 620 c.
Бойкова, С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет / С.В. Бойкова. - М.: Каро, 2010. - 176 c.
Борякова, Н. Ю. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития / Н.Ю. Борякова, Т.А. Матросова. - М.: Секачев В. Ю., 2010. - 200 c.
Быховская, А. М. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР / А.М. Быховская, Н.А. Казова. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 927 c.
Рыжова Н. В. Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР. М., 2009.
Веракса, А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника / А.Н. Веракса, Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 777 c.
Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. / Г.А. Волкова. - М.: Детство-Пресс, 2007. - 144 c.
Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: АСТ, Планета знаний, Астрель, Хранитель, 2006. - 160 c.
Гербова, В. В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе / В.В. Гербова. - Москва: РГГУ, 2013. - 112 c.
Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников / В.П. Глухов. - М.: В. Секачев, 2012. - 184 c.
Гризик, Т. И. Игры и прогулки детей. Картины по развитию речи детей 3-7 лет (комплект из 4 демонстрационных таблиц) / Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2011. - 111 c.
Чтобы разобраться, что такое воображение обратимся к определениям, которые существуют в литературе. Л.С.Выготский отмечает, “воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением”. Кестлер считает, что игра воображения дает возможность по-новому связать как известные ранее, так и приобретенные заново данные.“Воображение, - пишет С.Л.Рубинштейн, - связано с нашей способностью и необходимостью творить новое”. “Воображение - это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение - это преобразование данного, осуществляемое в образной форме”. “Основной признак процесса воображения, - пишет Е.И.Игнатьев, - в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление”.